А начиналось все так. 17 августа 2012 года заместитель начальника 6‑го департамента Генпрокуратуры РК Патсаев У. отправил председателю правления АО «БТА Банк» Балапанову Е.Ж. письмо за № 2—010410–12–39459 (исполнитель Чалы И.Д., служебный телефон 8—727 261–44–95).
Поскольку оно короткое, приводим его полностью: «Департаментом специальных прокуроров Генеральной прокуратуры Республики Казахстан расследуется уголовное дело № 12887501100028 по ч. 2 ст. 307 (злоупотребление служебными полномочиями) Уголовного кодекса Республики Казахстан».
В рамках данного дела прошу Вас сообщить сведения о предоставлении гражданину Алимжанову Бакытжану Мейрхановичу сейфовых ячеек: по ячейке № 0138 — договор № 7186 и ячейке № 0157 — договор № 7187 от 1 сентября 2011 года (всю переписку между АО «БТА Банк» и руководителями следственной группы Ивановым Д.Ю. и Сармановым А.К. о предоставлении ячеек на имя Алимжанова Б.М., продлении сроков аренды, закрытии ячеек и т.д.).
Кроме того, прошу Вас предоставить данные о посещении Алимжановым Б.М. сейфовых ячеек за № 0138 и № 0157 за весь период времени аренды с сентября 2011 года до окончания срока договора с приложением копий соответствующих журналов регистрации, наличии записей камер видеонаблюдения и т.д.
С учетом изложенного, а также в связи со сжатыми сроками следствия прошу Вас ответ направить по адресу: 050012, г. Алматы, ул. Богенбай батыра, 145, (прокуратура Жетысуского района)».
Дальнейшие события мы опускаем, скажем только, что вышеназванный Иванов Д.Ю., в прошлом старший помощник Генпрокурора РК по расследованию и руководству следственными группами, старший советник юстиции по нашей информации подался в бега, а Сарманов А.К. и Алимжанов Б.К. были в феврале этого года задержаны и арестованы по решению суда.
Единственное, что нас смущает, что Иванова Д.Ю. нет в базе разыскиваемых лиц Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры РК. Объяснений этому может быть три: первое — информаторы нас подвели и бывшего старшего помощника Асхата Даулбаева не ищут, второе — его уже задержали, просто мы об этом не знаем, третье — кто-тов Генпрокуратуре решил помочь своему бывшему коллеге и не стал подавать его в базу розыска.
Нарочно не придумаешь
Теперь о том, что вменяется Сарманову А.К., бывшему помощнику прокурора города Алматы по расследованию и руководству следственными группами, советнику юстиции, и Алимжанову Б. М., бывшему старшему следователю по особо важным делам ДКНБ РК по Жамбылской области.
Мы располагаем текстами двух постановлений об избрании меры пресечения, вынесенных одним и тем же судьей военного суда Алматинского гарнизона Алиаскаровым Д., при секретаре судебного заседания Нурланкызы С.
Первое — от 14 февраля 2013 года в отношении Алимжанова Бакытжана Мейрхановича, 25 апреля 1981 года рождения, уроженца Коксуйского района Алматинской области, казаха, с высшим образованием, женатого, имеющего несовершеннолетнего ребенка, задержанного 11 февраля 2013 года в 17 часов 50 минут.
Второе — от 21 февраля 2013 года в отношении Сарманова Ахмета Курабаевича, 2 апреля 1968 года рождения, уроженца села Джангиз-агач Талдыкорганской области, казаха, с высшим образованием, женатого, про детей ничего не сказано, задержанного 19 февраля 2013 года в 18 часов 17 минут.
Основанием для задержаний и последующих арестов в обоих случаях стали ходатайства старшего помощника Генпрокурора РК, старшего советника юстиции Чалы И.Д. о санкционировании меры пресечения в виде арестов. Ходатайство поддерживали: 14 февраля — помощник военного прокурора Алматинского гарнизона старший лейтенант юстиции Шарыкбаева Д., 21 февраля — его коллега лейтенанта юстиции Естеуов Д.
Задержанных и затем арестованных сотрудников правоохранительных структур защищали: Алимжанова Б.М. — адвокат Жамбылской областной коллегии адвокатов Далешов Т.М., Сарманова А.К. — адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов Савчук О.С.
Чтобы не перегружать текст номерами уголовных дел и прочими ненужными подробностями, перескажем фабулу обвинения собственными словами, тем более что в обоих случаях она схожа.
20 июля 2011 года было возбуждено уголовное дело в отношении Мустафаева К.Ж., Абуовой С.Н., Кушербаева А.Ш., которое 23 июля того же года было соединено с уголовным делом по обвинению Кулмухамбета М.М. и Туебекова Д.Н. Руководство межведомственной следственной группой было возложено на старшего помощника Генпрокурора РК Иванова Д.Ю.
20 июля и 8 августа 2011 года сотрудниками КНБ в рамках вышеуказанного уголовного дела были изъяты из банковской ячейки в «Банке ЦентрКредит» 440 тысяч долларов, принадлежавших Мустафаеву К.Ж., и один миллион долларов, принадлежавших Абуовой С.Н.
Однако в нарушение установленных правил эти деньги не были должны образом осмотрены и приобщены в качестве вещественных доказательств с зачислением на депозит, а хранились в банковских ячейках в БТА Банке, оформленных на старшего следователя по ОВД ДКНБ РК по Жамбылской области Алимжанова Б.М. как частное лицо.
11 октября 2011 года по решению Генпрокурора РК Асхата Даулбаева руководство межведомственной следственной группой, расследующей уголовное дело № 10751401710001, было возложено на помощника прокурора города Алматы по расследованию и руководству следственными группами советника юстиции Сарманова А.К. К этому времени в число фигурантов этого дела добавился Сабырбаев Т.Т.
Как сказано в постановлении о санкционировании ареста Сарманова А.К. от 21 февраля 2013 года: «Сарманов А.К. после принятия уголовного дела к своему производству, действуя в интересах обвиняемого Сабырбаева Т.Т., фактически не объявив его в розыск за совершение тяжкого преступления… не дал возможность правоохранительным органам в установленном порядке осуществить межгосударственный и международный розыск последнего, как уголовного преступника».
21 октября 2011 года Сарманов А.К. выделил из уголовного дела № 10751401710001 три других уголовных дела, которые в тот же день соединил в одно производство под № 11751701710020. А 18 января 2012 года переквалифицировал действия обвиняемых Абуовой С.Н., Мустафаева К.Ж. и Кушербаева А.Ш. на часть 2 статьи 224 УК РК «Получение незаконного вознаграждения».
В этот же день, в 16 часов 43 минуты Алимжанов Б.М. «действуя по указанию Сарманова А.К., из сейфового депозитария АО «БТА банк» с ячейки № 0138, оформленной на его имя, снял денежные средства, принадлежащие Абуовой С.Н. в сумме 1.000.000 долларов США, которые передал под расписку последней 1 февраля 2012 года».
Позднее: «2 февраля 2012 года (в) 14 часов 46 минуты Алимжанов Б.М. сняв из сейфового депозитария АО «БТА банк» с ячейки № 0158, оформленное на его имя, денежные средства, принадлежащие Мустафаеву К.Ж. в сумме 440.000 долларов США, передал их последнему под расписку».
Здесь позволим себе выразить сомнение в том, что Абуова и Мустафаев получили назад от комитетчика и прокурора свои деньги — такого просто не может быть, и с этим, думаем, согласятся все живущие на земле Казахстана, а не на небесах Акорды. Ну а то, что они написали расписки, понятно — так взяточники подстраховались на случай будущих гражданских исков, если вдруг фортуна повернется к ним задом.
Циркачи отдыхают
Однако это не единственный эпизод, вменяемый сегодня арестованным членам межведомственной группы по делу БТА. Из текста постановления от 21 февраля 2013 года, основой которого, несомненно, стало соответствующее ходатайство старшего помощника Генпрокурора РК Чалы И.Д., вырисовывается следующая красочная «картинка»
Сарманов А.К.: «действуя в интересах обвиняемой Абуовой С.Н., Мустафаева К.Ж., и Кушербаева А.Ш. по предварительному сговору с членом следственной группы Алимжановым, дал последнему указание организовать встречу обвиняемых с потерпевшим Гарбером А.Л. для положительного решения вопроса о возврате денежных средств последнему в сумме 500.000 долларов США, и тем самым примерить (так в тексте — ред.) обвиняемых Абуову С.Н., Мустафаева К.Ж. м Кушербаева А.Ш. с потерпевшим Гарбером А.Л. для последующего применения акта амнистии в отношении вышеуказанных лиц».
Дальнейшие действия обвиняемых были таковыми. 1 февраля 2012 года Сарманов А.К. выделил из уголовного дела № 11751701710020 в отдельное производство материалы по обвинению Сабырбаева Т.Т., но новое дело фактически не сформировал и не выставил для учета требуемые статистические карточки. После чего прекратил дел № 11751701710020 в отношении обвиняемых Абуовой С.Н., Мустафаева К.Ж., и Кушербаева А.Ш. на основании пункта 3 части 1 статьи 37 УПК РК вследствие акта амнистии.
А вот дальше начинается чистый «цирк». Поскольку материалы обвинения против Сабырбаева Т.Т. де-факто остались «внутри» уголовного дела № 11751701710020, хотя формально были выделены в отдельное производство под № 11751701710022, Сарманов А.К. выставил соответствующие статистические карточки и на дело против Сабырбаева Т.Т.!
2 февраля 2012 года следователь Ярошенко А.С., получив постановления о снятии ареста на имущество, по просьбе Алимжанова Б.М., поставил на них гербовые печати прокуратуры города Алматы и отвез в «Банк ЦентрКредит», «Евразийский банк», «Народный сберегательный банк» ДБ «Сбербанк России» и «Казкоммерцбанк».
Мы не знаем точно, какие суммы в итоге были сняты с банковских счетов. В постановлении о санкционировании ареста от 21 февраля 2013 года упоминаются только 100 тысяч долларов, снятых Абуовой С.Н. 3 февраля 2012 года в «Банке ЦентрКредит» и 250 тысяч евро, обналиченных ею там же 24 февраля 2012 года.
3 февраля пострадавший Гарбер А.Л. получил 280 тысяч долларов и снял свои претензии. В тот же день уголовное дело в отношении Абуовой С.Н., Мустафаева К.Ж. и Кушербаева А.Ш. было закрыто и сдано в канцелярию прокуратуры города Алматы.
Но история на этом не закончилась.
23 февраля 2012 года Сарманов А.К. дал указание Алимжанову Б.М. подготовить письма в пять вышеперечисленных банков, Управление дорожной полиции ДВД Алматы и Департамент юстиции Алматы о не снятии ареста с имущества Абуовой, Мустафаева и Кушербаева. 24 февраля эти письма были развезены адресатам. Но, увы, мышки уже ускользнули и даже их хвостики убежали.
Кто поделил «лимоны»?
В итоге все выше пересказанное как-то вылезло наружу. И против Сарманова А.К. было возбуждено уголовное дело по статьям 307 часть 4, 308 часть 4, пункт «в» УК РК. 19 февраля 2013 года Сарманов А.К. был задержан в порядке статьи 132 УПК РК и водворен в следственный изолятор ДКНБ Алматы.
Что касается бывшего старшего следователя по особо важным делам ДКНБ РК по Жамбылской области старшего лейтенанта Алимжанова Б.М., то его обвиняют в тех же преступных деяниях, что и бывшего помощника прокурора Алматы. Правда, судя по тексту постановления о санкционировании ареста от 14 февраля 2013 года, Алимжанов был не рядовым исполнителем. Более того, инициатором.
Цитируем: «войдя в доверие к руководителю следственной группы Сарманову А.К., подстрекая последнего к незаконным и противоправным действиям, допросив… (идет перечень свидетелей и обвиняемых и даты допросов), в целях извлечения выгод и преимуществ для указанных выше лиц, причастных к совершенным неправомерным действиям, оставив ставшие ему известные в ходе проведенных следственных действий сообщения о совершенных тяжких и особо тяжких преступлениях без регистрации в книге учета заявлений и информации, не приобщив эти документы к материалам уголовного дела, … укрыл достоверные данные и факты».
Более того, он выступил в роли медиатора, то есть посредника в бизнес-споре. Мы уже упоминали, что Абуова С.Н. сняла со своего счета в «Банке ЦентрКредит» 100 тысяч долларов. Так вот, по указанию Алимжанова Б.М. она вместе с Мустафаевым К.Ж. и Кушербаевым А.Ш. поехали на встречу с пострадавшим Гарбером А.Л., которая состоялась, представьте себе, в помещении спортивного комплекса «Уш Кын — Искра», что находится в здании представительства КНБ РК в городе Алматы! Для алматинцев уточняем адрес: улица Наурызбай батыра, 108.
Алимжанов Б.М. был задержан 11 февраля 2013 года по подозрению в совершении преступления, предусмотренного статьей 380 часть 2 УК РК, и помещен в тот же следственный изолятор ДКНБ Алматы.
Как и следовало ожидать судья военного суда Алматинского гарнизона Алиаскаров Д., выслушав прокуроров и защитников, вынес решения о санкционировании арестов Сарманова А.К. и Алимжанова Б.М. С одной стороны, это не может не радовать — отливаются кошке мышкины слезы. С другой — вызывает множество вопросов.
Зная неплохо акординские правила игры и практику и будучи в курсе, как расследовались уголовные дела против бывших сотрудников БТА банка и компаний-заемщиков, позволим себе посомневаться. Например, в том, что помощник прокурора Алматы и старший следователь по ОВД ДКНБ Жамбылской области действовали самостоятельно, без «крыши»
Да и сумма, которая судя по материалам уголовного дела против них, попала им в руки — минимум полтора миллиона долларов, не по их чину. Даже с учетом доли непосредственного руководителя Иванова Д.Ю. Зная, под каким пристальным политическим контролем Акорды работали и работают следственно-оперативные группы по делу БТА, мы уверены, что исполнители отнесли львиную долю наверх. Вопрос — кому?
Не указывая пальцем, поскольку доказательств у нас нет, можем только сказать, что покровителей должно было быть как минимум двое: один — в Генпрокуратуре РК, второй — в центральном аппарате КНБ РК. И они должны были быть в немалых чинах, возможно на уровне заместителей глав этих структур.
И, похоже, они точно останутся безнаказанными! Почему мы так уверены? Да потому что того же Иванова Д.Ю. если и ищут, то только на бумаге, о чем свидетельствуют данные Комитета по правовой статистике и спецучетам Генпрокуратуры РК. И не найдут точно, потому что он тогда расскажет, кому и сколько заносил, а зачем это сегодня Акорде?
Оригинал статьи: