В Узбекистане не работают медиаактивы, связываемые с именем дочери узбекского президента Гульнары Каримовой. Наблюдатели считают, что местные элиты заставляют Каримова взять дочь под свой контроль.
Гульнара Каримова, дочь президента Узбекистана и одна из немногих публичных персон этой страны, считает себя жертвой внутриполитической интриги. В понедельник, 28 октября, она написала в своем микроблоге в Twitter: “Когда ты становишься неудобен кому-то, они объединяются против тебя… Оставь их, и они перегрызут друг друга, потому что это все, что они умеют”. В другой записи она упомянула о “провокации” со стороны “внутренних сил”.
Очевидно, что дочь президента намекала на начавшуюся на прошлой неделе атаку на радио- и телеканалы, которые, как считается, она контролирует. “Никто не видел документов, подтверждающих принадлежность этих компаний Гульнаре. Но их эфир крутился вокруг “принцессы”, они были ее карманным пиар-агентством”, — заявил в разговоре с DW Даниил Кислов, главный редактор международного информационного агентства “Фергана”. Он говорит, что блокировать медиаактивы Каримовой стали именно тогда, когда в Узбекистане началась Неделя моды и фестиваль “Золотой гепард” — на этих мероприятиях Гульнара выступает покровителем и одним из главных организаторов.
Интернет заполнили слухи о семье Каримовых
По данным узбекской службы радио “Свобода”, в эти дни идет проверка крупнейшей организации дочери президента — Фонда “Форум искусства и культуры Узбекистана”. “Фонд подмял под себя Минкульт и частично МИД страны”, — сказал главред “Ферганы”.
В интернете курсирует большое количество неподтвержденных сообщений о происходящем в семье Каримовых. Ссылаясь на невозможность их проверить, опрошенные эксперты были осторожны в оценках происходящего. “Сложно разобраться в том, что происходит в очень закрытой семье, сознательно на протяжении 20 лет, создававшей вакуум вокруг себя и своей деятельности”, — заметила главный редактор интернет-изданияUznews.net Галима Бухарбаева.
Кто надоумил Папу?
Вопрос, который возникает в связи со сложившейся ситуацией, должен звучать так, полагает Даниил Кислов: “Кто надоумил Папу, как называют в Узбекистане президента Ислама Каримова, дать отмашку на разгром империи Гульнары?” “Никто кроме отца не может инициировать кампанию против дочери”, — уверен эксперт российского института стран СНГ Андрей Грозин: “Давая отмашку, он наверно хотел спустить ее с небес на землю. Благодаря Гульнаре Исламовне, не очень хороший имидж Узбекистана только ухудшился”.
Датский журналист, специалист по Центральной Азии Майкл Андерсен изложил DW cвою версию: “Думаю, что спецслужбы и теневой бизнес дали понять Каримову, что если он хочет мирной передачи власти и сохранения капиталов, накопленных членами его семьи, ему придется взять Гульнару под контроль уже сейчас”.
Операция “преемник” началась?
По мнению Андрея Грозина, тучи сгущались над Гульнарой Каримовой давно, во многом благодаря скандальным разоблачениям в Европе, в которых фигурировало и ее имя. “После скандальной истории с компаниями МТС и TeliaSonera, прокурорских проверок в Швейцарии, во Франции и в скандинавских странах, появились мнения, что кто-то из внутриполитических конкурентов инициирует эти разоблачения деятельности Гульнары. Может быть, она увлеклась критикой Рустама Азимова”, — добавил Грозин.
“Полушуточный твит” Каримовой о миллиардном состоянии первого вице-премьера Узбекистана Рустама Азимова мог действительно стать спусковым крючком, не исключил и Даниил Кислов: “Азимов — человек, которого называют одним из самых вероятных претендентов на пост президента. Когда Каримов ездит куда-то за рубеж, Азимов всегда сопровождает его и сидит по его правую руку. В восточном этикете это важно: хан усаживает одесную своего преемника”.
Последние события подтверждают, что операция “преемник” уже идет, сказал Даниил Кислов. У дочери Каримова никогда не было больших шансов на то, чтобы занять место отца во главе Узбекистана, но теперь вероятность ее выдвижения снизилась, полагает Андрей Грозин.
Система становится нестабильнее
Разборки в семье Каримовых грозят дестабилизацией всего политического режима, уверены опрошенные эксперты. “Президент потратил столько времени и сил на муштру элит, а сейчас все грозит выйти из-под контроля”, — сказал эксперт института стран СНГ Андрей Грозин. “Публичный позор Гульнары, несомненно, опасен тем, что он ослабляет Каримова самого. Могущество Гульнары было лишь свидетельством его могущества”, — согласна главред интернет-изданияUznews.net Галима Бухарбаева.
“Каримову для обеспечения собственной безопасности нужно сделать то, что когда-то сделал Ельцин: найти своего Путина. Это должен быть человек со связями в спецслужбах, нейтральный, а не такой яркий, как певица Гугуша (творческий псевдоним Гульнары Каримовой — Ред.)”, — считает Майкл Андерсен.
“Теперь система становится менее устойчивой, потому что Каримову вместо тройки кандидатов придется выбирать между условно прозападным Азимовым и условно пророссийским и прокитайским Мирзиёевым (премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзиёев — Ред.)”, — добавил Грозин. Делать прогнозы о развитии системы, сложившейся в Узбекистане, чревато ошибками, считает эксперт, и списывать со счетов, по его мнению, нельзя никого: “Президент может назначить своим преемником кого угодно, даже охранника”.
Майкл Андерсен предлагает сместить фокус внимания с судьбы дочери президента прежде всего на реакцию элит: “Это очень тревожное развитие событий. В стране, где еще не было мирной передачи власти, где у населения накопилось столько ненависти и есть столько оружия, это большой фактор нестабильности”.
Источник: Deutsche Welle
Читать оригинал статьи: