Кто дергает за нитки в “деле Матаева”
Судя по этому решению суда в деле отца и сына Матаевых наступило некое равновесное состояние, когда обвиняющая сторона, в данном случае Национальной бюро по противодействию коррупции Министерства по делам государственной службы РК, может и хотела бы надавить на них еще сильнее, но не может. А защищающая сторона, и это не только адвокаты, журналистское сообщество и пресса, не способны повернуть дело вспять.
Причины, по которым казахстанские власти вдруг решили взять за руку первого в истории пресс-секретаря «лидера нации», уважаемого в стране человека, который ухитрялся поддерживать хорошие отношения со всеми, как правыми, так и левыми, и маневрировать между всеми ключевыми группам влияния, известны немногим. Мы допускаем, что даже сам Матаев знает только часть правды, то есть то, что непосредственно послужило поводом для наезда на него, но не в курсе подводной части.
Поскольку мы не претендуем на истину в последней инстанции, и публикуем практически все версии случившегося и происходящего, позволим себе описать ситуацию так, как она видится нам.
Сразу оговоримся, что это только версия, основанная на многолетнем пристальном наблюдении за Акордой и происходящими там процессами, как публичными, так и не публичными, а также знанием расклада сил из общения с широким кругом источников.
Судя по всему, началось все с интереса, проявленного Даригой Назарбаевой к акционерному обществу «Казахтелеком». Эту структуру через Айгуль Нуриеву контролирует не кто иной, как премьер-министр РК Карим Масимов. Однако в связи с ослаблением его позиций, ведь правительство терпит явное поражение в борьбе с экономическим кризисом, и усилением позиций старшей дочери елбасы, особенно заметным после убийства Рахата Алиева в венской тюрьме и назначения ее вице-премьером РК, все начало меняться.
В том числе развернулась борьба за контроль над «Казахтелекомом». И одним из инструментов стала проверка финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества. В ходе этой проверки были установлены факты, которые при определенном подходе могли оцениваться как хищение или растрата государственных средств. Этими фактами, по словам наших источников, поспешил воспользоваться руководитель администрации президента РК Нурлан Нигматулин.
Как обычно бывает в таких случаях, ничего личного, только бизнес. Как нам сообщили, Нурлан Зайруллаевич захотел заполучить некий санаторий, который принадлежал Сейтказы Матаеву (см. “Как Нигматулин и Татубаев пытались закрыть рот зарубежным СМИ”).
Давление на председателя Союза журналистов Казахстана, совладельца «МИА «КазТАГ» и президента «Национального пресс-клуба» было сильным, но Сейтказы Бейсенгазиевич держался. Тем более что по словам других источников, его партнерами в отдельных проектах были весьма непростые представители казахстанской элиты. Однако когда Матаев сдался и переписал санаторий на людей Нигматуллина, процесс вырвался из под контроля. В частности, в него вмешался заместитель руководителя администрации президента РК Баглан Майлыбаев.
Дело в том, что последний сейчас в фаворе у главы государства, который принимает его напрямую и регулярно общается. По словам знающих людей, именно Майлыбаев является автором всех последних словесных эскапад «лидера нации», вроде троеязычия, необходимости отвечать заявителям на языке обращения, в том числе русском, и так далее.
Именно Баглан Майлыбаев вместе с Генеральным прокурором РК Асхатом Даулбаевым «замутили» преследования блогеров. Первый, чтобы усилить свои позиции в государственном аппарате, второй — чтобы продемонстрировать, что не зря получает зарплату.
И именно Майлыбаев является главным организатором провластной пропаганды, в том числе рекламы Плана нации и 100 шагов по его выполнению.
Но главное преимущество зама Нигматуллина состоит в том, что он назначен «шерпой» во взаимоотношениях между Казахстаном и Россией на уровне администраций глав двух государств. Именно Баглан Майлыбаев, а не Нурлан Нигматуллин или посол РК в России Марат Тажин, ежедневно в рабочем порядке контактирует с соответствующими подразделениями администрации Владимира Владимировича Путина и соответственно приносит оттуда просьбы, пожелания и наставления, которые затем и проталкивает у себя на Родине.
Причем, по словам источников, уровень общения у Майлыбаева не высокий, отнюдь не Сергей Иванов и его заместители, и даже не помощники президента РФ и начальники управлений, а исполнители вроде Алексея Власова, «прославившегося» в качестве руководителя информационно-аналитического отдела ИАЦ МГУ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве. По слухам, он то ли стал сотрудником управления внутренней политики, то ли подвизается там в роли консультанта — советника.
Причина активности Баглана Майлыбаева очевидна: позицию главы «Союза журналистов Казахстана», которая в обязательном порядке освободится, если Сейтказы Матаева посадят, может занять его креатура, а «МИА «Национальный пресс-центр» — это раскрученная структура, которая может оказаться под его контролем или быть переданной кому-то вроде той же Дариги Назарбаевой. Уж она-то обязательно оценит помощь замруководителя администрации.
Неожиданностью для всех участников этого внутриэлитного столкновения стала его резонансность. Поскольку речь идет не об оппозиционном деятеле и открытом оппоненте Назарбаева, плюс потому, что Сейтказы Матаев действительно уважаем в журналистском сообществе, за него вступились многие и внутри страны, и за рубежом. И теперь данный конфликт неизбежно приобрел политический характер. И что хуже всего для Акорды, никакие обвинения со стороны Национального бюро про противодействию коррупции уже не докажут вины Матаевых, уж слишком прокололись подчиненные Кайрата Кожамжанова, когда назвали их преступниками, не дожидаясь даже формального завершения следствия, не говоря уже о судебном вердикте.
В этих условиях, Назарбаеву придется принимать очередное судьбоносное решение: или потихоньку отправлять Нурлана Нигматулина в отставку, например акимом какой-нибудь области, или вставать на его сторону. И в обоих случаях «лидеру нации» не позавидуешь, тем более что все это происходит на фоне очередных досрочных парламентских выборов и ложится в канву многолетней борьбы Акорды против свободы слова и независимой прессы. Ведь понятно, что никто из западных инвесторов не рискнет вкладываться в экономику страны, где закон это условность, а правосудия нет и в помине. Так что Назарбаеву и врагов не надо, хватает собственных подручных типа Нигматулина и Майлыбаева…
Оригинал статьи: Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА