На 7 миллиардов долларов США была завышена стоимость активов, выкупленных Фондом проблемных кредитов у «БТА Банка. Потрачены на это были, заметим, деньги налогоплательщиков. Шокирующую цифру власти пытались скрыть от общественности, но тайное стало явным. Вопрос – кто за эту аферу в ответе?
Kz.expert уже неоднократно комментировал спецоперацию казахстанской власти по спасению АО «Народный банк Казахстана» под прикрытием решения проблем АО «БТА Банк» и «Казкоммерцбанк». Государство израсходовало на нее в 2017 году 2,64 триллиона тенге денег налогоплательщиков.
Однако, решив одну текущую проблему, Акорда сформировала другую. И эта новая проблема может и, скорее всего, нанесет еще более жестокий удар, но уже не только по банковскому сектору страны, но и по авторитарной политической системе в целом. Наверное, не завтра, а только после ухода «лидера нации» из жизни, но то, что это случится, по нашей оценке, неизбежно.
В обоснование нашего прогноза сошлемся на документ, который недавно опубликовалj на своем сайте руководство АО «Фонд проблемных кредитов».
Напомним, что единственным акционером этого Фонда является Правительство Республики Казахстан в лице Комитета государственного имущества и приватизации Министерства Финансов РК. Основной целью деятельности его является реализация мер, направленных на улучшение качества кредитных портфелей банков второго уровня. Основными же видами деятельности Фонда являются выкуп проблемных кредитов банков второго уровня; управление выкупленными активами банков второго уровня; эмиссия долговых ценных бумаг для финансирования своей деятельности.
Документ, представляющий собой консолидированную финансовую отчетность АО «Фонд проблемных кредитов» за год, закончившийся 31 декабря 2017 года, доступен по этой ссылке. Именно на него мы будем ссылаться в дальнейшем, комментируя обнаруженные цифры.
Начинается документ с отчета независимого аудитора в лице ТОО МАК «Russell Bedford A+Partners». Аудиторы Шолпанай Кудайбергенова, генеральный директор ТОО, и Зарылбек Абдувалиев, партнер по аудиту, сформулировали свою позицию достаточно мягко, что, впрочем, не спасло положения дел. Процитируем ниже ключевые абзацы (выделения сделаны нами):
«1 июля 2017 года была заключена сделка по покупке проблемных активов у АО «БТА Банк» на основании приказа Министерства финансов Республики Казахстан от 29 июня 2017 года на сумму 2,639,771,120 тыс. тенге (далее- Сделка)».
«Справедливая/рыночная стоимость выкупленных активов по Сделке с БТА Банком была определена независимой оценочной компанией по состоянию на момент признания в размере 267,739,715 тысяч тенге (Примечание 10). Руководство признало условия данной Сделки как нерыночные и учла разницу между оцененной рыночной стоимостью и суммой сделки по условному распределению.
Данная Сделка является ключевым вопросом аудита в связи с ее существенностью, а также субъективностью основополагающих допущений для проведенной оценки. Результаты оценки отказывают существенное влияние на финансовую отчетность Фонда. Использование различных допущений и суждений может привести к существенно отличной оценке приобретенных активов и соответственно оказать существенное влияние на финансовые результаты Фонда. Суждения и допущения могут относиться к оценке финансового состояния заемщиков по правам требования, примененных ставок дисконтирования, оценки сроков взыскания и стоимости залогов, а также прочих допущений касающихся примененных подходов к оценке».
Действиям менеджмента АО «Фонд проблемных кредитов» по отражению в финансовой отчетности сделки с АО «БТА Банк» мы посвятим чуть позднее отдельный материал, а пока подведем печальные итоги авантюры Акорды, совершенной под предлогом решения проблем АО «БТА Банк» и АО «Казкоммерцбанк». И спрогнозируем их будущие внутриполитические последствия.
По оценкам внешних аудиторов, справедливая (рыночная) стоимость активов, приобретенных АО «Фонд проблемных кредитов» у АО «БТА» в 2017 году на деньги казахстанских налогоплательщиков, по состоянию на 31 декабря 2017 года составляла всего 268 миллиардов тенге.
При этом заплачено за них было 2640 миллиардов.
То есть де-факто завышение стоимости приобретенных активов составило 2372 миллиарда тенге или порядка 7,1 миллиарда долларов США по официальному курсу на 31 декабря 2017 года.
По оценке kz.expert, это может квалифицироваться как мошенничество и хищение госсредств, причем наиболее крупное по размерам нанесенного стране ущерба за всю историю республики.
Другое дело, что поскольку оно было санкционировано на самом верху, при жизни нынешнего президента РК его таковым никогда не признают. Но преемник Нурсултана Назарбаева, при условии, конечно, что сам он никак не замешан в данном кейсе, наверняка использует случившееся, чтобы, во-первых, свалить вину за социально-экономические проблемы страны на своего предшественника, а во-вторых, чтобы разобраться с теми крупными чиновниками, бизнесменами и родственниками елбасы, которые так или иначе приложили руки к данному делу.
Кстати, список членов будущей ОПГ легко определить на основании открытой информации.
Можем предположить, что первыми в списке наверняка станут дочь и зять елбасы Динара и Тимур Кулибаевы, как собственники АО «Народный банк Казахстана», а также Кенес Ракишев, сыгравший важную роль в цепочке сделок, завершившихся объединением и разъединением АО «БТА Банк» и АО «Казкоммерцбанк» и продажей последнего АО «Народный банк Казахстана».
За ними точно пойдут нынешний премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев и председатель Национального банка РК Данияр Акишев со своими подчиненными, а также бывшие владельцы АО «Казкоммерцбанк» Нуржан Субханбердин и Нина Жусупова.
Все это тем более вероятно, поскольку Динара и Тимур Кулибаевы, Кенес Ракишев, Нуржан Субханбердин с Ниной Жусуповой совсем неплохо заработали на том, на чем казахстанские налогоплательщики потеряли более 7 миллиардов долларов.
Оригинал статьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0