Подробности читайте на http://www.facebook.com/respublika.kaz
«Топ-менеджмент KPO ездит в Астану из Лондона, чтобы обеспечить надзор за проектом. В 2009 году KPO потратил $482 млн на зарплаты и представительские расходы, но всего $320 млн на нефтегазовые работы. Это как Алиса в стране чудес. Они создают свои собственные правила, как Белый Кролик. Ты можешь начать где хочешь, финишировать где угодно, но есть только одно правило — все получают призы. Деньги получают все», — сказал Максат Иденов в беседе с американским послом.
На тот момент в январе 2010 года М. Иденов был первым вице-президентом национальной компании АО «КазМунайГаз» и главным переговорщиком от имени правительства Казахстана с западными инвесторами в проектах освоения Карачаганака и Кашагана.
М.Иденов заявил послу, что KPO направил запрос на компенсацию нескольких сотен миллионов долларов расходов в 2003—2008 годах без достаточного обоснования и подтверждающей документации. АО «КазМунайГаз» поддержало аудит KPMG в отношении заявлений в 2003—2006 годах и обнаружило, что КМГ выплатило $697 млн консорциуму в этот период без необходимой документации, а аудит Ernst & Young не смог обосновать расходы KPOна $347 млн в 2007—2008 годах. М. Иденов сказал послу, что когда он предоставил эту информацию руководителям KPO, они ответили: «Хорошо, Максат, мы выпишем чек на это количество и компенсируем эти затраты позже». М. Иденов сказал иностранным партнерам, что отказывается так вести дела.
Он детально описал несколько ситуаций с 2002 года, где, по его мнению, менеджмент KPO делал неверные решения, которые дорого обошлись консорциуму.
Так, в 2002 году трубопровод Атырау-Большой Шаган засорился каустической содой, потому что KPO прокачивал необработанный конденсат. Ремонт обошелся в $600 млн. В 2006 году постройка установки KPO Train 4 по отделению газа от жидкостей была оценена в $467 млн. М. Иденов сказал, что он одобрил расходы, однако потом ему сообщили, что стоимость проекта выросла до $1 млрд.
Кроме того, KPO купил трубопроводные эстакады за $192 млн для проекта. Эстакады прибыли раньше, чем были установлены цементные основания. В результате эстакады хранились под открытым небом, испортились от климата и были признаны негодными. В 2008 году М. Иденов одобрил заявку на $450 млн для закупки высокотехнологичного материала (названного X‑60), который противостоял бы коррозии от высокосернистого газа. Позже в том же году KPO обнаружил, что на рынок вышла технология новее (названная F‑22) и запросил еще $480 млн для ее приобретения, оставив предыдущий материал в стороне.
В разговоре М. Иденов упомянул жалобы от акционеров KPO (кроме Шеврон), что он (Иденов) устраивает проблемы и выдвигает необоснованные требования.
«Когда они спрашивают меня за что я борюсь, я говорю им — честно работайте и следуйте пяти простым бизнес принципам: качественные решения, качественное здоровье, безопасность и экология, качественные технологии, качественный проектный менеджмент и, самое важное, — качественный внутренний контроль. Это требования Казахстана к KPO!», — сказал М. Иденов в разговоре с послом.
В завершении встречи он сообщил, что получил несколько предложений о работе от Shell, где работал вице-президентом по стратегическому планированию, а также от Agip и Statoil. М. Иденов отверг эти предложения, полагая, что это были попытки убрать его с их дороги во время переговоров. «Я не уйду так легко», — сказал он.
«Но, если этот человек на стене (портрет Н.Назарбаева) скажет, что мы можем не следовать этим пяти основным бизнес принципам, я пойму, что времена изменились, и начну рассматривать другие варианты», — сказал М.Иденов.
«У Иденова есть критики в правительстве и среди международных нефтяных компаний. Однако тяжело спорить с его основными бизнес принципами и тяжело оспорить тот факт, что такие сложные, затратные и важные проекты как Карачаганак и Кашаган, могли бы управляться более эффективно, чем сейчас», — говорится в заключительном комментарии дипломатической депеши.
К основным достижениям М. Иденова зарубежная пресса относит увеличение доли Казахстана в разработке Кашагана, а также результативную первую фазу переговоров по Карачаганаку. В 2010 году М. Иденов уволился из АО «КазМунайГаз» по собственному желанию и получил приглашение на руководящую должность в ENI. По сообщению ряда СМИ, М. Иденов стал первым топ-менеджером, который уволился, прислав заявление по факсу, а затем через DHL. В следующих депешах КазТАГ постарается раскрыть обстоятельства, сопутствовавшие уходу М.Иденова.
В одной из ранних депеш WikiLeaks называется одна из причин, почему М. Иденов был выдвинут на переговоры по Кашагану.
«Вскоре после увольнения Тимура Кулибаева из холдинга «Самрук» (2007 г — КазТАГ) Гай Холлингсворт, президент Шеврон-Евразия, доложил посольству США, что Кулибаев объяснил ему причины своего увольнения во время игры в гольф. Это было решение президента «защитить его от ответственности, если переговоры по Кашагану не будут успешными», — говорится в документе.
Источник: КазТАГ
Read More:
Кто в Карачаганаке — тот получит приз