Неожиданностей и несуразностей был полон второй день судебного разбирательства по делу о 550 миллионах тенге, запрошенных сотрудником Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Карагандинской области за помощь в снятии денег с арестованного счета ТОО. Потерпевший вдруг засомневался в своем статусе, а из десяти вызванных свидетелей в суд явился только один.
Автор: Марина ВЕЙЦЕЛЬ
На первое судебное заседание одного из подсудимых из следственного изолятора не этапировали — в лютые сорокоградусные морозы подельник Азизова — безработный Данияр Зикиров подхватил фарингит. Однако за четыре праздничных дня он успел выздороветь, и в среду, 19 декабря, судья Шарип Сисимбаев объявил о начале разбирательства.
Государственный обвинитель — сотрудник районной прокуратуры Ерлан Асабеков — сумел удивить судью, когда в ответ вопрос, есть ли ходатайства у сторон, заявил, что просит у суда дать ему время на… ознакомление с делом.
- Процесс начался 14 декабря, вы на нем присутствовали, — стараясь не показывать эмоций, возразил Шарип Каписович. — Сегодня у нас уже девятнадцатое, так что, времени на ознакомление с делом у вас было достаточно, я считаю.
После чего ходатайство стороны обвинения было отклонено. Прокурору не оставалось ничего иного, как ознакомить суд с обвинительным заключением в отношении Султанжана Азизова и Данияра Зикирова.
Миллионы в виде муляжа
По словам Ерлана Асабекова, идея о совершении преступного деяния возникла у экс-следователя финполиции Азизова в апреле этого года, когда руководство поручило ему “взять шефство” над новичком — следователем ДБЭКП Оралбековым. Именно он, Оралбеков, принял к производству дело о лжепредпринимательской деятельности ТОО “Energy Pro”, на банковский счет которого с санкции прокурора Карагандинской области был наложен арест. Именно благодаря “методико-практической помощи Оралбекову” Азизов узнал, что на арестованном счету ТОО находятся 1,9 миллиардов тенге!
В материалах уголовного дела, зачитанных прокурором, значится, что, получив ценную информацию, бывший старший следователь ДБЭКП Азизов нашел одного из фигурантов дела о лжепредпринимательстве — некоего г‑на Андреева, и предложил ему сделку. Помощь в снятии ареста со счета ТОО “Energy Pro” в обмен на вознаграждение в 550 млн. тенге.
Прокурор не озвучил причин, по которым Андреев решил не только отказаться от услуг Азизова, но и заявить на него в Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью.
Так или иначе, но специальный отдел АБЭКП подготовил целую операцию по поимке преступника с поличным. Кульминацией этой операции стало задержание подельника Азизова — 39-летнего Данияра Закирова, пришедшего в офис “левой” фирмы за “вознаграждением” в полмиллиарда тенге.
- Там Зикиров получил (от Андреева — авт.) и сложил в чемодан черного цвета денежные средства, упакованные в вакуумную полиэтиленовую оболочку прозрачного цвета, — зачитывал обвинительное заключение прокурор. — В каждой из упаковок находились купюры достоинством в 10 тысяч тенге — по 10 миллионов тенге в количестве 55 пачек на общую сумму 550 миллионов тенге. Из которых 546 миллионов тенге находились в виде муляжа.
Я не я, и лошадь не я
Тем интереснее было для журналистов увидеть тенгового миллиардера — директора и владельца ТОО “Energy Pro” Вячеслава Мустафина, на арестованном счету которого лежало почти 2 миллиарда тенге. Именно он на данном процессе выступил в качестве потерпевшей стороны.
Интересный диалог возник между потерпевшим и адвокатом Султанжана Азизова, когда судья предоставил защите возможность задать вопросы.
- Скажите, — задал Мустафину вопрос Сергей Шапель, — действия подсудимых нанесли вам какой-то ущерб?
- Нет, — тихо ответил потерпевший.
- Тогда почему вы в этом суде выступаете как потерпевшая сторона?
- Ну, следователи так определили.
- Так вы не писали никаких заявлений о признании вас потерпевшим?
- Нет.
А затем потерпевший обещал подумать, стоит ли ему продолжать участие в суде в вышеозначенном статусе. Но это еще полбеды. Со слов Мустафина стало ясно, что что Андреев (тот самый, кто давал подсудимому вознаграждение) не имеет прямого отношения к ТОО “Energy Pro”, он является представителем компании — партнера.
В этот день суду удалось заслушать показания только одного из десяти вызванных на процесс свидетелей — бизнесмена Константина Хорошилова, признавшегося в том, что это он познакомил Азизова и Зикирова. Остальные свидетели попросту не явились.
Непосредственность г‑на Хорошилова, рассказавшего, что в мае Азизов позвонил ему с просьбой найти Зикирова под скрытой угрозой, мол, если не найдешь, тебя дергать будут, порой обескураживала. Именно от этого свидетеля присутствующие узнали интересные детали о том, например, что безработный Зикиров ездил на автомобиле “Toyota Sequoia”, а старший следователь ДБЭКП Азизов — на “Lexus-470”.
- Вот вы в своих показаниях говорили, что Зикиров звонил вам и спрашивал о какой-то темненькой сотруднице, которая умела подделывать подписи, — осторожно подводил обвинитель.
- А‑а-а, так этой девушки уже лет пять как нет в моей фирме, — простодушно признался Константин Иванович. — Это просто Данияр мне позвонил и спросил, нет ли у меня кого-нибудь, кто как она мог бы “черкнуть”.
- Где черкнуть? — насторожился прокурор. — Он упоминал какие-то документы, где надо расписаться?
- Не-е-е-ет, — вспоминая, задумался свидетель. — Да я и не спрашивал. Ну, надо ему что-то черкнуть и надо. Просто сказал, что нет, и все.
Но невзирая ни на какие доказательства, предъявленные следствием, подсудимые своей вины не признали ни по одному из предъявленных им пунктов. Что ж, как говорится, война план покажет…