На фоне серьезных проблем АО «Цеснабанк», из-за которых его конечные владельцы, несмотря на серьезную поддержку со стороны государства, были вынуждены его продать, из поля внимания общественности, прессы и экспертов выпал еще один знаковый финансовый институт. Мы имеем в виду АО «AsiaCredit Bank».
Знаковый, потому что им владеет Нурбол Султан, сын покойного Сарбая Кармурзаева.
Напомним, что Калмурзаев-старший в прошлом был одним из самых влиятельных людей в Казахстане, дважды возглавлял администрацию президента РК и считался главой клана «южан».
Из данных на сайте АО «AsiaCredit Bank» следует, что Султан Нурбол Сарыбайулы владеет 99,9% акций.
Судя по сообщениям прессы и Казахстанской фондовой биржи, в этом банке происходит то же самое, что имело место в АО «Цеснабанке»: сокращение активов, уход клиентов и бегство топ-менеджеров.
Чтобы убедиться в том, что АО «AsiaCredit Bank», если не «тонет», то «усыхает», достаточно изучить его Неконсолидированный Бухгалтерский Баланс по состоянию на 31 декабря 2018 года.
Из документа следует, что объем активов и пассивов АО «AsiaCredit Bank» за 2018 года сократился с 161 миллиарда тенге на начало года до 118 млрд на его конец, то есть на 43 миллиарда (26,7%). В том числе, текущие счета и депозиты клиентов «усохли» с 91 до 58 миллиардов тенге, то есть на 33 миллиарда (36,3%), а кредиты, выданные клиентам, – с 101 до 72 миллиардов, то есть на 29 миллиардов (28,7%).
Но о бедственном положении АО «AsiaCredit Bank» более впечатляюще свидетельствуют даже не цифры годового отчета, а тот факт, что 29 января 2019 года из состава Совета директоров были исключены Еркебаев М.С., (председатель), Кобзев Д.Г. и Асанова А.Т., а вместо них избраны Нугыманов Б.Т. (председатель), Ушбаев А.Д. и Даулетханов К.К. При этом на 25 февраля они все еще указаны на сайте.
По оценке kz.expert, АО «AsiaCredit Bank» вряд ли удержится. И вряд ли государство станет оказывать ему поддержку, как оно это неоднократно делало в последние годы.
Дело тут не столько в размерах банка и его незначительности для отечественной банковской системе, но и в том, что его владелец после смерти своего отца в 2012 году потерял не только позицию топ-менеджера в крупной квазигосударственной структуре, но и какое-либо влияние в системе власти, став обычным казахстанским мультимиллионером.
Это еще раз подтверждает: в Казахстане возможность принимать решения от лица государства или их лоббировать, важнее, чем просто деньги, пусть даже и очень большие. Что, кстати, объясняет, почему самыми богатыми людьми в стране являются не чистые бизнесмены, а те, кто стал таковыми после ухода с высоких госпостов. Ну и, конечно, родственники президента или близкие ему люди.
На фото вверху Сарбай Калмурзаев (слева) и Патох Шодиев
Оригинал статьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0