Судя по поступающим в адрес правительства депутатским запросам, свежеизбранные мажилисмены изо всех сил пытаются быть ближе к народу. Так, депутат Гульмира Исимбаева в очередной раз попыталась объяснить премьер-министру Кариму Масимову, что инвалидность сама собой с возрастом не проходит.
Автор: Камиль АЯНОВ
Народная избранница рассказала о печальной участи матерей детей-инвалидов, которые по казахстанским законам оказались вне системы пенсионного и социального обеспечения. Большинство таких мам, ухаживающих за своими тяжелобольными детками, просто не имеют возможности работать (что автоматически означает отсутствие каких-либо пенсионных накоплений).
- Не секрет, что такие семьи чаще всего неполные, — отметила Исимбаева, — где мать одна вынуждена воспитывать такого ребенка.
До того как ребенок-инвалид станет совершеннолетним, он получает пособие от государства (хотя и о‑о-очень небольшое), а с наступлением 18-летия лишается и его. Притом хроническое заболевание инвалидов никуда не девается, а то и прогрессирует, и мамы, ухаживающие за инвалидами, по-прежнему не могут выйти на работу. То есть ситуация почти не изменилась (или изменилась к худшему), однако государство почему-то уверено, что финансовая помощь таким семьям уже не нужна. Воистину, правительственная логика хуже женской!
Со своей стороны Исимбаева предложила премьер-министру рассмотреть ряд вопросов. В частности, о назначении пособия по уходу за инвалидами с детства старше 18 лет (хотя бы в размере двух минимальных зарплат). Или — в качестве варианта — приравнять труд матерей, ухаживающих за своими детьми, к труду социального работника.
Также депутат считает, что необходимо расширить перечень лекарственных препаратов, выделяемых в рамках государственного объема бесплатной медицинской помощи для детей-инвалидов. Некоторые медицинские средства из разряда остро необходимых, в частности противосудорожные препараты, депутат предлагает выделять бесплатно и после достижения детьми-инвалидами 18 лет.
- Учитывая нелегкое бремя матерей, на чьем попечении находится взрослый, но беспомощный ребенок-инвалид, — обратилась Исимбаева к премьеру, — просим вас оказать содействие в решении данных вопросов, тем самым поддержать маму, а инвалиду помочь в борьбе с его недугом.
Кстати, вспомнили, что за гранью накопительной пенсионной системы по-прежнему остается треть казахстанского населения. Это так называемые «самозанятые». Депутат-коммунист Турсунбек Омурзаков предложил каким-то образом решить эту проблему до того, как вышеупомянутые граждане достигнут пенсионного возраста. Потому что если они в молодости еще как-то сумели сами себя трудоустроить, то платить в старости самим себе пенсию они явно вряд ли смогут. А это чревато социальной катастрофой.
По данным народного избранника, на сегодняшний день в Казахстане самостоятельно занятое население составляет более 2,7 млн человек — 32% всех экономически активных. Большая часть самозанятых — крестьяне, которые, как правило, если и имеют свое дело, то бизнесменами себя не считают и индивидуальных предприятий не регистрируют.
- Грубо говоря, одна треть населения не участвует в системе социального страхования, накопительных пенсионных взносах и т.д., — констатировал мажилисмен. — Таким образом, самозанятые наибольшим образом уязвимы перед негативными последствиями наступления социальных рисков.
Чтобы социально защитить самозанятых, по мнению Омурзакова, необходимо внести поправки в законодательство, позволяющие «встроить» данную категорию граждан в существующую схему. А пока такого закона нет — страховать их (по минимуму!) за счет республиканского бюджета и каким-то образом проработать механизм участия этих лиц в накопительной пенсионной системе. Как говорится, его бы устами…
Taken from:
Кому в Казахстане пенсия не светит?