Из трех резонансных выступлений елбасы за последние недели — “Обращения по вопросам перераспределения полномочий между ветвями власти” 25 января 2017 года, “Послания президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана” 31 января и “ценных руководящих указаний” на расширенном заседании правительства республики 3 февраля — ключевым является послание. Что касается двух других выступлений Назарбаева, то они представляют собой попытку мобилизации: 25 января – всего населения страны, 3 февраля – членов правительства и государственного аппарата.
По нашему мнению, сегодня эффективность подобных вербальных способов воздействия на казахстанское общество весьма низка. Но чтобы проверить, так ли это, нужны социологические исследования. Однако в условиях современного Казахстана такого рода опросы граждан, особенно работающих в бюджетной сфере и государственном аппарате, возможны только в рамках госзаказа, причем их результаты, скорее всего, не будут отражать реального мнения людей. Поэтому оценим “Послание президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана” только с точки зрения реализуемости предложенных мер и мероприятий.
По словам главы государства, “необходимо создать новую модель экономического роста, которая обеспечит глобальную конкурентоспособность страны”. Здесь вызывает недоумение сама постановка задачи: государство с населением в 18 миллионов человек и средней плотностью заселения территории 6 человек на квадратный километр вряд ли может реально претендовать на глобальную конкурентоспособность. Одно это вызывает сомнения в профессиональной квалификации тех, кто готовил текст президентского послания.
Судя же по содержанию послания, это не столько программа третьей “модернизации” Республики Казахстан и ее экономики, сколько некий рекламный продукт, призванный завлечь в страну потенциальных иностранных инвесторов и в очередной раз убедить казахстанцев, что все путем. Так что не удивительно, что первым национальным приоритетом Назарбаев назвал “ускоренную технологическую модернизацию экономики”.
Для ее реализации президент республики поручил правительству страны:
- разработать и принять программу “Цифровой Казахстан,
- адаптировать законодательство,
- обеспечить развитие коммуникаций и повсеместный доступ к оптиковолоконнной инфраструктуре,
- поддерживать инновации и быстрое внедрение их в производство, в том числе создать международный технопарк IT-стартапов.
Кроме того, было предложено “культивировать новые индустрии, которые создаются с применением цифровых технологий” и ““развивать свой научный и инновационный потенциал на базе вузов, Назарбаев Университета и ПИТ «Алатау».
Сомнений в том, что правительство республики успешно выполнит все четыре поручения, у нас нет. Проблемы могут возникнуть только с обеспечением повсеместного доступа к оптиковолоконной инфраструктуре и быстрым внедрением инноваций, поскольку возможности государства и квазигосударственных структур по финансированию таких проектов постоянно снижаются, плюс эффективность последних невысока. Что касается культивирования новых индустрий и развития научного потенциала, то эти поручения сформулированы так широко и обще, что их выполнение при казахстанской практике гарантировано.
Проблема однако в том, что скорая и успешная технологическая “модернизация экономики” как таковая не обеспечивает выполнения трех ключевых задач, без реализации которых сохранение внутриполитической стабильности в Казахстане в ближайшие годы сомнительно:
- обеспечения реальной занятости населения,
- повышения доходов и уровня жизни населения,
- повышения производительности труда в стране.
Не обеспечивает, потому что модернизация возможна только в ограниченном числе секторов отечественной экономики, плюс, как правило, такие нововведения приводят к сокращению числа занятых, а не их увеличению. Соответственно, граждане республики в массе своей не ощутят на себе положительных результатов будущих реформ, даже если они будут иметь место.
Данная ошибка в целеуказании отнюдь не случайность, а результат принципиальной позиции Назарбаева, который, как человек старой, советской формации, исходит из приоритета государства и страны над народом и обществом Именно поэтому он и ставит задачи вхождения Казахстана в число пятидесяти или тридцати самых развитых государств мира, а не обеспечения казахстанцам уровня и качества жизни, соответствующего этим пятидесяти или тридцати самым развитым странам мира.
По нашей оценке, “ускоренная технологическая модернизация экономики” действительно необходима Казахстану, но эта задача является не главной, а сопутствующей. Более того, это даже не задача, а метод решения, причем не самый основной. Поэтому ее позиционирование на первом месте является принципиальной ошибкой как тех людей в администрации казахстанского президента и правительстве, которые готовили текст послания, так и самого Назарбаева. Практическая же опасность такой ошибки состоит в том, что соответствующие технологии, оборудование и практика будут импортироваться в страну без учета реальной потребности в них и их окупаемости, как это уже много раз случалось за последние годы.
Далее Нурсултан Назарбаев поручил дать импульс “развитию традиционных базовых отраслей”. К числу последних он отнес: “промышленность, АПК, транспорт и логистика, строительный сектор и другие”. То есть, глава государства в очередной раз совершил стандартную для себя ошибку, не выделив ключевой сектор экономики. По нашей оценке таковым сегодня должен быть агропромышленный комплекс, но это тема отдельной серии публикаций.
Что касается озвученных елбасы директив в этой сфере, то они делятся на две группы.
- общего плана типа: “Важно существенно повысить производительность труда”, “Необходимо продолжить индустриализацию с упором на развитие конкурентоспособных экспортных производств в приоритетных отраслях”, “Перед Правительством уже стоит задача по увеличению несырьевого экспорта в два раза к 2025 году” или “Нам следует встраиваться в глобальные цепочки производства и сбыта товаров и услуг”.
- большого количества поручений разработать те или иные конкретные программы, например, “комплекс мер технологического перевооружения базовых отраслей до 2025 года” или указаний типа “Поручаю создать при Правительстве Совет по экспортной политике.”
Анализ как первой, так и второй группы указаний бессмысленен, поскольку в первом случае это все равно что толочь воду в ступе, во втором можно с уверенностью спрогнозировать, что поручения главы государства правительству будут выполнены. Поэтому выделим только те указания президента Казахстана, которые окажутся по нашим прогнозам резонансными, то есть рано или поздно спровоцируют негативную реакции со стороны общества.
Во-первых, это привлечение в страны китайских инвестиций.
Цитируем: “Необходимо эффективно реализовать совместную с Китаем инвестиционную программу по созданию производств в Казахстане. Договоренности с китайской стороной достигнуты. Объекты обозначены. Нужно конкретно работать. Это будут современные производства с созданием порядка 20 тысяч новых рабочих мест для казахстанцев. На сегодня начата реализация шести проектов, а два проекта уже запущены”.
Во-вторых, планы укрупнения сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Цитируем: “Аграрный сектор должен стать новым драйвером экономики … В связи с этим Правительству и акимам поручаю следующее: … во-вторых, в течение 5 лет нужно создать все условия для объединения более 500 тысяч домашних хозяйств и малых фермерств в кооперативы”.
Можно спрогнозировать, что реализация этих проектов столкнется с сопротивлением со стороны населения. И если в случае с китайскими инвестициями в Казахстан сопротивление скорее всего ограничится “бурей” в социальных сетях, то очередная попытка коллективизации сельскогохозяйственного производства может оказаться той самой соломинкой, что сломает спину лошади. Хотя бы в силу привычки государственного аппарата действовать с помощью насилия, административного давления и морального принуждения, извлекая при этом частную выгоду в пользу отдельных чиновников.
Мы сомневаемся, что государству удастся убедить несколько миллионов граждан республики (а вышеупомянутые 500 тысяч домашних хозяйств и малых фермерств с учетом коэффициента семейности это 2–3 миллиона человек) добровольно передать свою земли и основные средства чужому дяде в обмен на паи или доли. К сожалению, глава государства не обозначил, как правительство и акиматы должны будут заинтересовывать сограждан принять участие в реализации этих планов Акорды. Скорее всего потому, что этот вопрос еще даже не рассматривался с практический точки зрения и был озвучен как благое пожелание.
Этот поверхностный подход главы государства к формулированию основных задач, стоящих перед страной, национальной экономикой, народом и обществом, опасен еще и тем, что казахстанцев в очередной раз рассматривают не как субъектов предстоящих реформ, а как некую аморфную, безликую и пассивную массу. И это один из ключевых недостатков как последнего президентского послания народу Казахстана, так и всех предыдущих программных документов Акорды – отсутствие механизма привлечения и включения граждан в процессы реформирования.
Оригинал статьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0