Амиржан КОСАНОВ
И на этот раз не буду отходить от формата «трех событий за неделю». Ибо есть три события, в которых, как капле, воды отразились главные тренды уходящего года.
Детенгезация экономики и… карманов
Первое событие года – резкая девальвация национальной валюты.
Этот год можно смело называть «годом падения тенге». Если в начале года курс тенге к доллару был 182, то ныне он дошел до рекордного показателя – 350! Беспрецедентная девальвация национальной валюты не оставила камня на камне от официальной хвалебной риторики «о казахстанском экономическом чуде», нещадно используемой Акордой во внешней и внутренней пропаганде: король-то оказался голым, то есть, колосс казахстанской экономики – на глиняных ногах! Эта девальвация – плачевный итог всей экономической политики власти и крах ее пресловутого тезиса «сначала экономика, потом – политика». В результате – ни того, ни другого, а только дырка от бублика!
Понятно, что эта девальвация оказала влияние на состояние всей экономики, включая и социальное самочувствие граждан, ведь реальные доходы в виде фиксированных зарплат в тенге упали почти в 2 раза, а цены поднялись тоже почти вдвое! В итоге получаем 3‑хкратное падение уровня жизни!
Несмотря на отмену корпоративок, наступающий Новый год могут смело праздновать все министры и акимы, которые несмотря на то, что довели страну до ручки, все еще пользуются расположением елбасы и все остались на своих местах. Этот год наглядно показал, что президент уже не является верховным арбитром между ветвями власти: он давно превратился в «старшего премьера» и, похоже, уже не отделим от исполнительной власти в лице правительства. Думаю: а что еще такого в стране должно случиться, чтобы правительство было отправлено в отставку?! И не могу найти ответ на свой вопрос…
Понимая, что протестные настроения в обществе будут неуклонно расти, власть сделала все, для того чтобы минимизировать опасности для своего пребывания.
Если раньше судили и сажали в тюрьмы спонсоров и лидеров крупных политических партий, представлявших реальную опасность для власти и способных несанкционированно бороться с режимом, то теперь, за неимением оных, дамоклов меч казахстанского правосудия навис над неугодными СМИ и отдельными персонами. Закрытие популярного журнала «АDAM» (проект Гульжан Ергалиевой), суд над газетой «ЖАС АЛАШ», возобновление судебного преследования НАКАНУНЕ.КЗ, блокировка сайтов ЗОНА.КЗ и РАТЕЛЬ.КЗ показали насколько власть боится слова и альтернативной информации.
Возросшая популярность социальных сетей тоже внесла свои коррективы: под каток попали активные граждане, у которых нет партийных или медийных ресурсов. Блогеры разных мастей (откровенно провластных, прикормленных денежными мешками, оппозиционно настроенных и пофигистов разных направлений) стали системным явлением, с которыми власть не может не считаться. Появились блогеры, общая аудитория подписчиков которых давно уже превысила тиражи традиционных изданий и сайтов.
«Береженого… суд бережет». Видимо, власть решила именно в судебном порядке превентивно расправиться с потенциальными своими критиками и распространителями крамольных (в ее понимании) вещей. Суд над Серикжаном Мамбеталиным и Ермеком Нарымбаевым, предсудебное преследование Болатбека Блялова, Ботагоз Исаевой вкупе с ужесточением законодательства, регулирующего сферу коммуникации, по затее власти, должны осадить наиболее принципиальных критиков из социальных сетей. И этот год выдался «урожайным» в этом смысле.
Выборы без выбора
В эту убийственную логику власти ложится и второе событие года – очередные внеочередные выборы президента.
Ошибается та власть, которая уверовала в то, что предсказуемость итогов выборов (тем более в условиях отсутствия реальных конкурентов и системы честного подсчета голосов) является гарантией предсказуемости будущего, залогом стабильности в обществе!
Политическое поле Казахстана напоминает выжженную напалмом ЦИК и Минюста пустыню, где на самой вершине поющего (осанны?) бархана на верблюде восседает всего один герой. А кругом одна лбстивая (и потому лживая) челядь. Которая ждет его неминуемого конца и готовая отдать все для того, чтобы именно их протеже воссел на этого верблюда и стал править остальными.
Именно в таких условиях и прошли эти выборы.
Такая, явная и абсолютно не красящая любого дееспособного и уверенного в своих силах перестраховка с однозначно неконкурентоспособными (скажешь «позорными», обидятся же!) соперниками не добавила авторитета и самому елбасы. И инициаторы таких «левых» выборов не могли не знать о таких последствиях для имиджа действующего президента. По мне, он должен был допустить на выборы любого и победить его (ЦИК же нарисует любые цифры!).
Что ж, «қорыққанға қос көрінеді» («у страха глаза велики») говорят в таких щекотливых случаях казахи. И правильно говорят!
Справедливости ради надо отметить, что накануне выборов были определенные позитивные ожидания в обществе. Сам елбасы дал повод для таких разговоров и прогнозов, в предвыборной риторике допустив возможные изменения в Конституцию, которые ознаменовали бы собой начало политических реформ. Признаться, Ваш покорный слуга тоже проявил слабость, поддавшись этим чарам и поверив в искренность президента и написал даже целую статью, приветствуя такую инициативу елбасы. Но все оказалось банально просто: победив на выборах (а кто сомневался в том, что елбасы победит никому доселе неизвестных «соперников»?!), президент тут же забыл о своих обещаниях, как будто их вовсе и не было. Это можно назвать разочарованием года.
Судный год
Третье событие года — суд над Сериком Ахметовым
Как-то стало привычным, что мы часто говорим о межклановых разборках внутри власти и находим различные аргументы для объяснения причин того или иного конфликта. И порой за общими фразами и известными персонами не видим и не чувствуем истинный накал страстей, которому мог бы позавидовать сам Шекспир: происходит очередной передел собственности и капитала, идет перманентная перегруппировка сил и средств, продолжается цепь предательств и очередных заверений в верности вчерашним врагам, ломаются судьбы. Одним словом, самый настоящий театр, порой переходящий в театр боевых действий.
Прошедший год явил нам апогей такого конфликта между двумя отдельными группами влияния: осужден еще один экс-глава правительства, причем неадекватно жестко. Судьба лишенного свободы на 10 лет Серика Ахметова призвана показать силу группы-фаворита, но никоим образом не будет влиять на степень коррумпированности властных структур: для них коррупция, как воздух, естественная среда обитания, без которых им не жить! Тем более, что если общую сумму которую вменили Ахметову и Ко разделить на 21 участника, то получится примерно по 300 тысяч долларов. Да такие суммы у наших чиновников среднего ранга считаются карманными!
Лично я считаю процесс над Ахметовым не только вынужденным публичным проявлением происходящих в недрах власти тектонически опасных процессов, но и поводом для «ответки» пострадавшего клана в ближайшей перспективе, ибо любое действие рождает противодействие. И наступающий Новый год может принести нам неприятные для кое-кого сюрпризы, в том числе и судебного характера.
Это процесс также показал, что сам елбасы уже не может примирить конфликтующие стороны в досудебном порядке: видимо, общий процесс выходит из-под его личного контроля. А это уже реальная опасность не только для самого президента: общество может стать заложником непредсказуемости и алчности конкретных, неконституционных структур и персон!
И последнее. Под Новый год принято не только подводить итоги. Оптимисты также строят и планы.
Я же не буду этого делать. И дело не только в том, что классик когда-то сказал: «только дети, политические краснобаи и поэты разговаривают о будущем, словно о нем что-то можно узнать». Тому есть две чисто казахстанские причины.
Первая. Как главный актор политического поля, власть становится все более неадекватной существующим реалиям и непредсказуемой. В таких условиях почти невозможно что-то предугадать и спрогнозировать.
Вторая причина связана с обществом, с состоянием его активности (или пассивности, кому что нравится). Несмотря на всеобщее зомбирование и зачистку оппозиционного поля оно тоже, как и власть, становится непредсказуемой.
Вот эта, двойная непредсказуемость не позволяет мне давать прогнозы…
С наступающим Новым, 2016- годом!