Автор: Борис НЕМИРОВСКИЙ
15.09.2011
Щедрые инвестиции пообещал американцам и европейцам премьер-министр Китая Вэнь Дзябао, но в обмен на создание льготных условий для Поднебесной на западных рынках. Европейцы было обрадовались, а потом крепко задумались.
В портовом городе Далянь, расположенном на
Китай, по словам
На самом деле статус рыночной экономики обладает для Китая не только высочайшей символической ценностью. Он может защитить КНР от антидемпинговых судебных исков, в изобилии поданных против китайских государственных компаний европейцами.
К США Вэнь Дзябао также выдвинул «дружеские» требования. Так, американцы должны проявить большую открытость к инвестициям китайских фирм, в частности, отменить принятые в отношении Китая экспортные ограничения. В этом случае Китаю больше не нужно будет инвестировать свои валютные запасы (а их у КНР скопилось примерно 3,2 триллиона долларов, или 2,3 триллиона евро) в американские государственные ценные бумаги. А прямые инвестиции в американские компании позволили бы, по мнению китайского
Американской реакции на это щедрое предложение еще не последовало, а вот в Европе выступление
Однако день спустя некоторые европейские комментаторы усомнились — а такая уж ли это хорошая новость? В конце концов, китайцы давно уже обивают со своими миллиардами и триллионами европейские пороги, но до сих пор их инвестиционный энтузиазм был не слишком полезен для Европы.
Достаточно вспомнить печальную историю автоконцерна Volvo, купленного китайскими инвесторами. Пообещав шведам сохранить рабочие места, расширить производство и открыть огромный китайский рынок для этих автомобилей, инвесторы из Поднебесной в течение года полностью демонтировали и вывезли на родину заводы Volvo. Затем уволили шведских рабочих и объявили, что отныне эти автомобили будут выпускаться в Китае, причем, возможно, уже под китайской маркой.
«Неуверенность европейцев в их финансовом благополучии должна быть огромной, если они с таким энтузиазмом восприняли более чем расплывчатые обещания китайского премьера», — заметил в выступлении комментатор немецкого телеканала ARD. И если вдуматься, то в этих словах есть доля истины. Потому что ничего конкретного Китай не обещал.
Да, Китай «готов протянуть Евросоюзу руку помощи и увеличить свои инвестиции». Но и только. Ни малейшего намека на то, сколько денег китайцы собираются предложить в качестве «вспомоществования» и куда именно, в какие отрасли эти деньги должны быть инвестированы.
Может, Китай намерен скупать гособлигации европейских стран, подобно тому, как он скупает гособлигации США? Или, наоборот, Китай желал бы инвестировать в европейские концерны? Однако до сих пор эти концерны бежали от китайских денег как черт от ладана, потому что в обмен на инвестиции китайцы требуют доступа к новейшим технологиям и к «
Так почему европейцы столь бурно отреагировали на слова китайского премьера? Ответ можно найти, пожалуй, только в потоке мрачных известий, обрушившихся на экономику еврозоны. Проблемы в Греции, в Италии, а тут еще рейтинговое агентство Moody’s снизило кредитный рейтинг крупнейшим французским банкам — Credit Agricole, Societe Generale и BNP Paribas. Так что можно представить себе, как европейцы истосковались по хорошим новостям. Однако при этом всем ясно: спастись Европа может только самостоятельно.
Источник: www.respublika-kaz.info,
получено с помощью rss-farm.ru