Во время визита председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина в Казахстан стали известны подробности вхождения компании CNPC в проект по разработке месторождения Кашаган. Председатель правления АО «Национальная компания «КазМунайГаз» Сауат Мынбаев в интервью журналистам подтвердил, что китайская компания не только выплатит сумму порядка 5 миллиардов долларов за 8,33-процентную долю, но и возьмет на себя половину расходов КМГ по финансированию второго этапа освоения.
Подписание договора о купле-продаже упомянутой доли напоминало дурной детектив: подошедшие в субботу ко Дворцу независимости журналисты узнавали от сотрудников КМГ о том, что Китай и Казахстан намерены подписать соответствующий документ в этом здании во время учредительного заседания казахстанско-китайского делового совета. При этом нашлись источники, которые утверждали, что на самом деле согласие сторон на сделку было не только достигнуто, но и юридически скреплено еще 2 июля, а субботнее подписание будет просто красивым финтом ушами.
Ручаться за достоверность сведений этих злых языков, утверждавших, что высокие стороны сделки торговали воздухом, поскольку «Коноко» формально еще является владельцем пакета акций (и будет являться таковым де-юре до закрытия сделки с «дочкой» КМГ, ответственной за работу на Кашагане), никто не решался. А потому даже информагентства предпочли размытые сообщения о намечающейся сделке без указания на торговлю именно пакетом акций «Коноко».
Кашаган заплодоносит послезавтра
К обеду субботы из «Акорды», впрочем, пришла ободряющая новость — на пресс-конференции по итогам встречи с Нурсултаном Назарбаевым председатель КНР подтвердил наличие договоренности о покупке CNPC доли в Кашагане.
- Между двумя сторонами достигнута договоренность о долевом участии Китая в разработке на Кашаганском месторождении. Такая договоренность поддерживается и приветствуется двумя правительствами,- сказал Цзиньпин.
Журналисты возликовали — не зря суббота была съедена визитом главы КНР, и хоть одну действительно горячую новость из потока восточных танцев и заверений в дружбе и вечном сотрудничестве удастся выудить.
Однако же, когда пришло время подписания документов по итогам казахстанско-китайского делового совета во Дворце независимости, сенсацию чуть не «съела»… переводчица. В ее интерпретации главы КМГ и CNPC в присутствии лидеров двух стран подписали лишь меморандум о сотрудничестве, а долгожданный договор о купле-продаже куда-то исчез.
Журналистам пришлось после этого буквально встать стеной на пути у куда-то страшно спешащего главы КМГ Сауата Мынбаева, который подтвердил, что договор купли-продажи все же был подписан в субботу.
- Мы подписали два документа, один — это программа сотрудничества КМГ и CNPC, там широкий круг вопросов, а второй — это собственно сделка по Кашагану. После завершения всех процедур китайская сторона станет акционером на 8,33%. Цена сделки — порядка 5 миллиардов и там, и там, — пояснил он, имея в виду под вторым «там» выкуп КМГ доли «Коноко».
Несложно подсчитать, что наши нефтяники нехило наварились на этой сделке: во-первых, у «Коноко» КМГ купит, напомним, не 8,33%, а 8,4%. Учитывая, что 8,33% будут проданы практически за те же деньги, что и 8,4%, 0,07 % КМГ достанутся практически даром. А во-вторых, 5 миллиардов долларов — это еще не вся цена, которую CNPC придется выплатить за вхождение в проект: китайцы будут еще и финансировать часть тех обязательств, которые несет по проекту «КазМунайГаз».
- Кроме собственно цены купли-продажи есть еще ряд условий: в частности, китайская сторона финансирует долю КМГ на втором этапе в части инвестиций, не в части покупки или продажи, а берет обязательства по финансированию, — сказал Мынбаев. — Скажем так, первая часть второго этапа — это порядка 3 миллиардов долларов только со стороны КМГ, общая сумма раз в шесть больше. CNPC покупает просто долю, это 5 миллиардов, теперь у КМГ есть в Кашагане доля 16,8 с чем-то процентов. Вот половину инвестиций, которые КМГ обязан финансировать в соответствии со своими долевыми обязательствами, будет финансировать CNPC по мере возникновения потребности в таком финансировании. Кроме этого, строится трубный завод, строится индустриальный комплекс нефтяного оборудования в Актау и некоторые социальные объекты в Астане.
Времени на уточнение о том, какие такие социальные объекты в столице требуют китайских обязательств, у журналистов не было, поскольку экс-министр нефти и газа явно не прочь был уйти побыстрее на свою встречу. Поэтому Мынбаеву в лоб был задан главный вопрос — когда на Кашагане будет добыта первая нефть. Ответ был достаточно ошеломляющим.
- Мы ожидаем послезавтра (заседание проходило в субботу, соответственно, имелся в виду понедельник, 9 сентября), это, скажем так, первая пробная нефть, но она должна добраться до какого-то уровня, когда можно будет объявить о начале коммерческой добычи, — заявил Мынбаев.
А когда его спросили, какой срок понадобится от получения первой нефти до начала коммерческой добычи, он ответил, что «в районе месяца, может быть, меньше, около трех недель». Таким образом, признал глава КМГ, до крайнего срока начала реальной добычи, коим определено 1 октября 2013 года, участники консорциума не укладываются. Что касается транспортировки гипотетической пока кашаганской нефти, то и тут вопрос решен далеко не всеми участниками.
- Мы в основном рассчитываем на КТК, на Атырау — Самару часть объемов пойдет, но по экономике это будет КТК, просто потому что он дешевле, — рассказал глава нацкомпании, как КМГ собирается транспортировать свою долю углеводородов с месторождения. — Там есть мощности на те объемы, которые сейчас будут добываться, и Казахстан свою долю будет абсолютно точно транспортировать по КТК. Такая квота есть у ExxonMobil, у Royal Dutch Shell, у некоторых нет такой квоты, они будут искать другие пути.
Ненефтяные сюрпризы
Таким образом, главное событие визита Си Цзиньпина в Казахстан свершилось под самый занавес первого полноценного рабочего дня визита. Договор купли-продажи доли в Кашагане затмил собой все остальные договоренности и подписанные документы, а также церемониальные заявления о необходимости расширить и углубить сотрудничество.
Хотя и тут были свои сюрпризы: так, в самом начале дня на лекции в «Назарбаев Университете» глава КНР предложил Казахстану производить взаиморасчеты в национальных валютах.
- Китай с Россией и другими странами уже успешно работает по расчетам в национальных валютах. У нас достигнуты хорошие результаты, накоплен немалый опыт. Считаем нужным расширять географию применения этой практики, — сказал Си Цзиньпин.
- Переход к национальным валютам в обмене и расчетах, в текущих и капитальных операциях значительно снизит издержки денежных операций, укрепит способность наших стран в противодействии финансовым рискам и повысит международную конкурентоспособность региональной экономики, — добавил он, пролив бальзам на душу главного противника дефектала-доллара — Нурсултана Назарбаева.
А чтобы студенты и преподаватели «Назарбаев Университета» окончательно поверили в добрососедские намерения КНР, китайский лидер заявил на лекции, что его страна не добивается господства в регионе.
- Китай придерживается пути мирного развития и неизменно проводит независимую самостоятельную и мирную внешнюю политику, — сказал Цзиньпин. — Мы с полным уважением относимся к самостоятельным народам других стран, к пути их развития и проводимой внутренней и внешней политике, не вмешиваемся ни в коем случае во внутренние дела стран Центральной Азии.
И перешел к принципам возрождения Великого шелкового пути.
- С целью укрепления экономических связей и сотрудничества для расширения пространства развития стран Евразии мы можем применять новые модели сотрудничества, сформировав экономическую полосу Шелкового пути. По моему убеждению, это очень выгодно народам всех стран на Великом шелковом пути. Начать это мы могли бы со следующих конкретных направлений: шаг за шагом расширять сферы взаимодействия и постепенно выходить на полномасштабное сотрудничество в регионе, — сказал председатель КНР.
- Необходимо усиление политического согласования, предлагается проводить обмен мнениями по стратегиям экономического развития, руководствуясь принципами достижения единства во мнениях, также выработать программы и меры по развитию регионального сотрудничества. Нужно усилить строительство единой дорожной сети в рамках ШОС. В настоящее время идут переговоры по созданию благоприятных условий для автодорожных перевозок, — отметил китайский лидер.
- Третье — усиление торговых связей, — продолжил он. — В экономической полосе Шелкового пути проживает около трех миллиардов населения, имеются огромные торговые рынки. Торгово-инвестиционное сотрудничество обладает большим потенциалом. Целесообразно рассматривать адекватную схему упрощения торговли, нацеленную на ликвидацию барьеров, снижение издержек. Еще одно направление — усиление валютных потоков, — вернул Цзиньпин слушателей к своей идее рассчитываться друг с другом в юанях и тенге.
Чем дальше в лес — тем больше обещаний
Хозяин же Акорды сделал все возможное для того, чтобы убедить высокопоставленного гостя — никто его в качестве главы государства-агрессора не рассматривает.
- Хотел бы еще раз подтвердить вам, господин председатель, что развитие отношений всестороннего стратегического партнерства с Китаем является приоритетом нашей внешней политики,- сказал Назарбаев. — На первом месте стоит экономическое сотрудничество, по итогам 2012 года двусторонний товарооборот вырос на 12,5%, составив 24 миллиарда долларов.
- Стороны ранее достигли договоренности об увеличении этого показателя до 40 миллиардов долларов к 2015 году. Я считаю это вполне достижимым, — добавил президент Казахстана (еще бы, ведь Кашаган должен заплодоносить «послезавтра»).
- Этот визит исторический, — продолжал ласкать ухо председателя КНР казахстанский президент. — Он продолжает традиции встреч на высшем уровне и поднимает совершенно на новую высоту китайско-казахстанское экономическое сотрудничество в экономике, политике, культурно-гуманитарной области. До этого мы достигли больших успехов, мы укрепили границы на протяженности 1700 км, граница — теперь граница дружбы и сотрудничества. После этого экономические связи подняты до 25 миллиардов долларов товарооборота, инвестиции КНР в Казахстан составили 20 миллиардов долларов — это третье место среди всех иностранных инвестиций в нашу страну. При этом визите будет подписано 22 контракта общей стоимостью около 33 миллиардов долларов. Среди них самые крупные — это нефтегазовый комплекс. Нам это очень необходимо. Мы договорились о строительстве следующего нефтеперерабатывающего завода. Мы в этом нуждаемся.
Журналисты попытались узнать у сотрудников КМГ и «Самрук-Казыны», где же предполагается строить этот самый четвертый НПЗ, в котором «мы нуждаемся», но те разводили руками, вполне искренне отвечая, что впервые слышат о том, что четвертый крупный НПЗ в стране будут строить китайцы. Планов громадье так вскружило всем голову, что председатель правления ФНБ «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев на деловом совете, презентуя принятую ФНБ и китайской корпорацией «СИТИК» инвестиционную карту Казахстанско-Китайского делового совета, заявил, что в нее включено проектов на общую сумму 22 миллиарда долларов. Эту информацию распространили все информагентства, а под вечер пресс-служба «Самрук-Казыны» сообщила о том, что глава правления ФНБ ошибся на 4 миллиарда долларов — на самом деле карта тянет на 18 миллиардов…
Ну а сам двусторонний деловой совет ждет великое будущее — по крайней мере, по мнению президента Казахстана.
- В целях усиления роли и активизации деятельности делового совета предлагаю сконцентрироваться на выполнении следующих предложений: во-первых, в рамках делового совета разрабатывать и принимать на ежегодной основе инвестиционные дорожные карты по реализации проектов развития производств и отраслей, — сказал Назарбаев в ходе учредительного заседания совета. — Во-вторых, в целях эффективной работы совета считаю необходимым создать в его рамках постоянно действующий рабочий орган, который действовал бы здесь, в Астане. Кроме того, организовать отраслевые рабочие группы, нацеленные на приоритетные для наших сторон проблемы. В‑третьих, деловой совет должен встать на защиту прав и интересов предпринимателей обеих стран, выступать в качестве главной диалоговой площадкой между деловыми кругами двух стран. Необходимо проводить на регулярной основе выставки, торговые ярмарки, семинары, конференции, презентации двух стран, которые будут способствовать активизации сотрудничества между Казахстаном и Китаем.
- Наконец, в целях налаживания эффективного обмена мнениями и деловой информации, предлагается обеспечить выпуск деловым советом периодических печатных и электронных изданий, — заключил глава государства.
После чего совместно с Си Цзиньпином елбасы запустил с помощью виртуальной дистанционной кнопки заполнение газом магистрального газопровода Бейнеу — Бозой — Шымкент на участке Бозой — Шымкент.
Напомним, что эта труба должна заполняться в первую очередь законтрактованным «КазТрансГазом» «голубым топливом» с Кашагана, который начнет работу «послезавтра», но до 1 октября на коммерческие объемы не выйдет. А значит, южные регионы страны и этой зимой еще не получат собственного казахстанского газа. Так что учредительное собрание новой структуры — делового совета — завершилось по-старому — потемкинской деревней…
Читать оригинал статьи: