Любопытное письмо пришло в редакцию портала в самый разгар новогодних каникул. Автор рассказывает подробности закулисных движений в элите и окружении Назарбаева. Мы не сомневаемся, что эти наблюдения будут интересны нашим читателям.
Автор: Нам пишут
“Уважаемая редакция!
Хотелось бы отметить прозорливость Вашего наблюдения относительно изменений в свите верных “имуществоносцев” нашего елбасы, этих самоотверженных рыцарей оффшора. Действительно возвращение бывшего “Усатого” стало главным трендом среди Рыцарей Круглого акординского Дастархана. На этом пути сбривший свое привычное украшение верхней губы Булат Джамитович не только “отжал” от “АТФ банка” зятька алматинского акима (да-да! европейцы уже тихо свернулись, и кабинеты заняли люди Утемуратова), но и “похитил” кличку у г‑на Абыкаева (все эти годы остававшегося “Верным Нуртаем”).
Как и у Артура, у нашего елбасы количество стульев за Дастарханом фиксировано, и стремительный возврат одного означает не менее громкое падение другого “имуществоносца”. Им, как Вы, повторюсь, верно заметили, стал осиротевший без дяди Володя Ким. Он окончательно решил остаться в Лондоне, порвав все связи с Казахстаном, поняв, что кредит доверия к себе со стороны елбасы он уже исчерпал.
Наверное, для Вас никакая не новость, что Вас читают в самых высоких кабинетах Астаны, закрыты Вы формально или нет. И у нас в ведомстве, хотя формально мы частная компания, тоже. Поэтому хотели бы поделиться кое-какими фактиками.
Вот Вы пишете: “Не очень понятной пока выглядит и система доверительных отношений елбасы с Владимиром Кимом, самым богатым казахстанцем по версии Форбс. После кончины Владимира Ни, важнейшего звена в передаточной системе “власть-собственность-власть”, эти отношения, похоже, перешли в новое качество”.
Поясним.
Киму доверяли исключительно, как племяннику своего дяди. Дяди больше нет. Выход Володи из числа доверенных лиц был лишь вопросом времени, хотя он и пытался “зацепиться”, опираясь на некоторых “ветеранов”. Но и они не слишком доверчивы. Итог прост — весь вопрос был в том, как именно обставить уход Владимира Кима без урона для схемы доверительного управления и имиджа компании.
И выход был найден.
Громкие новости о том, что г‑н Ким заложил 17,3% акций “Казахмыса” в ноябре для поддержания некоего личного кредита, на самом деле не столько самоуправство, сколько предложенная схема вывода Кима из числа мажоритарных акционеров (на него записано 28,51% акций). Еще в 2009 году он и Новачук уже заложили 9% акций компании. Все это было согласовано и под контролем Кима пока еще остается 11,21% акций.
Постепенно в “залог” перейдут и они. Если бы для “Казахмыса” это было новостью, будьте уверены, наше правительство уже смогло бы применить к такому “самоуправству” меры, но оно молчит — потому что все идет нормально.
Итогом залоговой компании (по которой, кстати, сам Ким почти ничего не получает в “кэше”), станет ситуация, в которой Володя в какой-то момент станет совершенно не нужен. Он просто формально скажет, что не может оплачивать кредит и акции перейдут тому, кто его так “мудро” прокредитовал, или не скажет, но распоряжаться ими легально не сможет. Зачем такие ухищрения? Таким образом, обходится бдительное око Лондонской биржи, которой можно до поры до времени не раскрывать реальных новых конечных бенефициаров, оставляя Кима в роли “прокладки” сколь угодно долгое время.
Чьи структуры станут новыми “держателями”?
Кое-кто зря и задешево усы брить не станет. Он удачно реализовал один из металлических проектов в этом году, и именно он может стать новым реализатором задачи по “кэшированию” самого Папы, которому приходится задумываться о том, как обратно конвертировать власть — в деньги, на случай, если здоровье все же его подведет. Так что не удивляйтесь господа, если у “Казахмыса” в ближайшее время появится другое лицо, новый “имуществоносец”.
Ким же, конечно, и раньше не был реальным владельцем, но теперь ему даже по западному законодательству не удастся попридержать акции у себя в случае “чего”, и это является самым четким сигналом к тому, что высочайшего доверия к нему больше нет. Понимая это, Володя практически полностью “смотал удочки”, распродав все, что он мог распродать из “относительно личного” в Казахстане, покинув все бизнес-проекты, откуда его долю “отпустили”.
Закрылись многие депозиты, в том числе и те, что спонсировали СМИ (вспомните историю “Панорамы”!). Полученные средства перетекли в Лондон и Испанию, где пошли в основном в недвижимость, причем покупалось тоже не совсем прозрачно — а у таких же “казахов”, как и сам Ким, которому до поры до времени было необходимо делать вид, что он играет по правилам. На самом деле он уже подыскал несколько компаний по доверительному управлению, куда “сливает” все, что можно.
В Астане это уже известно. И если наказание не следует немедленно, то причина — только глубокое уважение к дяде Кима, покойному Владимиру Васильевичу Ни. Пока эта память прикрывает Володю, он уже обустраивает “тихую гавань”. Именно это почувствовали в офисе Кажегельдина, откуда образовался его “наезд” на Кима в британской прессе. Кстати, Акежан Магжанович находится на контакте с Астаной, в общем, он именно из этих контактов и понял, что можно Володю за старое и поприжать.
Осталось решить несколько вопросов организационного характера и в ближайшее время и в менеджменте “Казахмыса” будут тоже изменения. Ребят из корейской группы будут менять на менеджеров из “Верной” группы компаний, может быть по старой связи появятся какие-нибудь киргизы, их сейчас с Верным да Безусым тоже полным полно.
В общем, как обычно, следите за перестановками и сопоставляйте трудовые биографии!
Успехов в Вашем нелегком труде.
Гость с Левого берега”.