Вынесенный 7 ноября 2016 года специализированным межрайонным военным судом приговор бывшему владельцу компании “Шымкентпиво” Тохтару Тулешову общественность Казахстана особо не удивил. Ранее, 11 июля текущего года, Комитет национальной безопасности, спецподразделения которого задерживали в Чимкенте бывшего бизнесмена, уже озвучивал выдвинутые против него обвинения. Среди них: попытка насильственного изменения конституционного строя, пропаганда и призыв к захвату и удержанию власти, создание и руководство организованной преступной группой, а также истязания, похищение и убийство людей.
Помимо этого, Тулешов был обвинен в бандитизме, создании и руководстве экстремистской группой, приобретении и сбыте оружия, боеприпасов и взрывных устройств, незаконном обращении наркотических средств, создании, руководстве и участии в составе транснационального преступного сообщества. Причем в пояснении к последнему пункту в КНБ особо подчеркивали тесную связь Тулешова с известными в криминальных кругах фигурами: Асланом Усояном по кличке “дед Хасан”, Георгием Сорокиным по кличке “Жора Ташкентский” или Гафуром Рахимовым по кличке “черный Гафур”.
Суровый приговор
Как и ожидалось, по всем выдвинутым пунктам обвинения судья Ербол Ахметжанов признал казахстанского “пивного короля” виновным, приговорив его к 21 году лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима и конфискацией “незаконно нажитого имущества”. Кроме того, Тулешову пожизненно запрещено занимать руководящие должности в коммерческих и общественных организациях, он лишен воинского звания “полковник”.
Также объявлено о предстоящем представлении президенту страны лишить экс-бизнесмена ордена почета “Курмет”, которым граждане Казахстана награждаются “за заслуги в развитии экономики, социальной сферы, науки и культуры, образования, за образцовую службу в государственных органах и активную общественную деятельность”.
Сообщники — кто они?
Но вот имена других 25 человек, проходивших по делу Тулешова и также получивших длительные сроки наказания, вызвали у казахстанской общественности немало вопросов. Дело в том, что из сообщений в СМИ прошлых лет, было известно лишь о деятельности шести из них. Речь идет о сыне Тулешова — Тулегене, бывшем заместителе генерального прокурора Казахстана Ильясе Бахтыбаеве, экс-начальнике ДВД Южно-Казахстанской области генерал-майоре полиции Хибратулле Доскалиеве и его заместителе полковнике полиции Сакене Айтбекове, а также о двух бывших командирах войсковых частей регионального командования “Юг” — Бекзате Жумине и Кайрате Пернебаеве.
Появлялась информация и о бывшем сотруднике полиции, который до задержания работал телохранителем Тулешова — Сергее Колтакове. А вот о 18 других сообщниках Тохтара Тулешова вообще неизвестно ничего.
В этой связи DW обратилась с просьбой к казахстанским экспертам поделиться информацией о людях, причастных к делу Тулешова, и дать оценку судебному процессу. Однако оказалось, что многие принципиально не желают говорить на эту “мутную тему”, тогда как другие до вынесения приговора Тулешову, назвать род деятельности оставшихся 18 сообщников чимкентского пивовара не могут, поскольку о них ранее даже не слышали.
“Странные заговорщики”
По мнению известного в Казахстане адвоката Джохара Утебекова, причина тому — закрытость и непрозрачность деятельности суда и правоохранительных органов в данном деле. “Понимаю, что дело Тулешова рассматривалось в закрытом режиме из-за наличия в нем государственных секретов. В то же время упомянутым органам нужно было давать более широкую информацию общественности, в том числе об именах подсудимых”, — сказал Утебеков.
Удивлен историей Тулешова и бывший сотрудник МИДа Казахстана Казбек Бейсебаев: “Наши заговорщики какими-то странными оказались. Если можно так сказать, то они совершенно не в курсе мирового опыта государственных переворотов, когда заговорщики заручаются поддержкой генералитета или спецслужб. У нас же получается, что Тулешов делал ставку на криминальных авторитетов и некоторых военных с полицейскими в отдельном регионе”.
Наконец, как и Джохар Утебеков, Казбек Бейсебаев обратил внимание на закрытость судебного процесса по делу Тулешова, который, по его мнению, лишь усилил подозрительность в связи с решением по судьбе “заговорщиков”. “На суде всплыли имена его сподвижников. Они абсолютно неизвестны широкой общественности, поскольку никогда не занимали каких-либо государственных постов. То есть даже при очень большом желании, они не имели ни административного, ни финансового, ни какого-либо другого влияния, чтобы, как говорил классик, повести за собою массы”, — не без доли иронии заметил Казбек Бейсебаев.
Оригинал статьи: DW-WORLD.DE Kasachstan