Подробности читайте на respublika-kaz.info/news/politics/15049/
На этой неделе стало известно, что зятю президента Казахстана Тимуру Кулибаеву прочат место в совете директоров «Газпрома». Днем позже оказалось, что перспективы у казахстанца войти в совет не очень высокие. Его коллегу — министра экономразвития и торговли Кайрата Келимбетова — прокатили мимо должности в наблюдательном совете Сбербанка. Формулировка «отказа» Келимбетову, который уже имел опыт работы в совете Сбербанка, была незамысловатой: чиновнику в госкомпании не место.
Напомним, что еще в марте президент России Дмитрий Медведев потребовал исключить чиновников из советов директоров компаний. К 1 июля их должны покинуть министры Сергей Шматко и Эльвира Набиуллина, а к 1 октября — председатель совета, вице-премьер Виктор Зубков. Поэтому назначение Кулибаева, если состоится, вызовет определенные вопросы, считает, например, директор департамента Due Diligence «2К Аудит — Деловые консультации / Morison International» Александр Шток.
По его словам, Кулибаев тесно связан с руководством Казахстана, «то есть представляет мощный административный ресурс», а именно «от использования давления государства и призывает избавить бизнес президент РФ».
Кстати, Сбербанк отчетливо услышал призыв властей России и не стал включать даже в качестве кандидата в свой наблюдательный совет казахстанского министра Кайрата Келимбетова. «С точки зрения корпоративного права, мы посчитали, и он посчитал, и акционеры так посчитали, что это (включение в совет директоров Келимбетова — ред.) было бы неэтично, — заявила на недавней пресс-конференции в РИА Новости зампредседателя правления Сбербанка Белла Златкис. — Раз президент России принял решение применительно к топ-чиновникам российского правительства, логично это распространить и на топ-чиновников казахского правительства».
Однако у Тимура Кулибаева, похоже, больше шансов попасть в «Газпром», чем было у Келимбетова. Формально Кулибаев не совсем чиновник, а, скорее, менеджер. Именно когда Келимбетов руководил тем же фондом, которым руководит сейчас Кулибаев, он и заинтересовал Сбербанк.
«Келимбетов, до того как стал инвестором, руководил крупнейшим государственным инвестиционным холдингом, и, как крупнейший инвестиционный банкир Казахстана, он нам был очень интересен», — призналась Златкис российским журналистам.
Теперь, очевидно, точно так же Кулибаев интересен «Газпрому». «Вполне возможно, что включение зятя главы Казахстана в состав совета директоров позволит российскому концерну более эффективно работать с казахстанскими партнерами в совместных проектах, в том числе связанных с освоением относящегося к Казахстану каспийского шельфа», — рассуждал в интервью «Республике» аналитик ИК «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко.
Ради прямой коммерческой выгоды российские власти на многое могут закрыть глаза. «Чтобы “Газпром” не включил казахстанца в состав совета директоров, серьезных причин нет, — сказал Вакуленко и добавил: — За исключением возможных репутационных издержек», имея в виду, видимо, обвинения, выдвинутые против Тимура Кулибаева швейцарской прокуратурой, подозревающей его в отмывании $600 миллионов, полученных от незаконной продажи государственных нефтегазовых активов в промежутке между 2000 и 2005 годами.
Но, согласитесь, в России не столь щепетильно относятся к репутационным издержкам, так что найти оправдание в случае крайней необходимости будет легко. Например, Дмитрий Медведев говорил о недопустимости участия в управлении компаниями только российских чиновников, об иностранцах он не обмолвился ни словом. Глава «Газпрома» Алексей Миллер, впрочем, обещал, что иностранцев в совете директоров не будет. Но, позвольте, скажут лоббисты Кулибаева, какой же Тимур иностранец? Он наш, ведь все мы нынче опять в Союзе, пока Таможенном…
See more here:
Кандидатский минимум Кулибаева