Мало кто знает, что казахстанский художник Канат Ибрагимов был свидетелем и даже участником декабрьских событий 1986 года. Оказывается, на площадь его отправила мама, и там он свидетелем ужасных вещей. Предлагаем читателям фрагмент разговора между художником и журналистом “R‑студии”.
На основе онлайн-конференции Каната Ибрагимова с журналистом Жанной Байтеловой в «R‑студии» редакция “Ассанди-Таймс” подготовила интервью, которое, мы уверены, вызовет интерес у многих наших читателей. Но здесь мы предлагаем только тот фрагмент, где речь идет именно о союытиях декабря 1986 года.
— Кнат, Вы отслеживаете события в Украине?
- С точки зрения художника, с точки зрения искусства, это замечательный, превосходный художественно-политический проект. На наших глазах создается новая нация — украинская.
- А как Вы считаете, у нас возможно такое же проявление гражданской активности, как в Украине?
- В ближайшие 10—15 лет нет.
- Почему Вы в этом так уверены? В 1986 году советская власть держала всех в ежовых рукавицах, а народ встал и пошел…
- В 1986 году мне было 20 лет, когда я вышел на площадь. Я был советским серым мышонком. Меня отправила туда мама, казахская женщина, тридцать лет в коммунистической партии, в 1943 году над Сталинградом сбила «Юнкерс‑87». Надела на меня малахай, замотала лицо шарфом, все знала — «иди и умри».
Думаю, тогда дело было в людях. Концентрация казахской молодежи в Алма-Ате, других крупных городах Казахстана была высокая. Это был самый передовой, самый прогрессивный класс. Все читали газеты. Начиналась перестройка, и все были в курсе этого, все были патриотично настроены. Тогда еще народ верил в своих духовных лидеров, все читали книгу «Аз и Я», зачитывались Гумилевым. Очень просвещенная молодежь была.
- Была, это значит, что теперь уже ее нет?
- Первое, что сделал Назарбаев, когда пришел в 1992 году, ликвидировал бесплатное образование. Всех студентов нейтрализовал. Он правильно делал, он же первый секретарь, председатель Совмина — все как по Марксу. Надо все революционные классы — рабочий класс, студенчество, националистов — ликвидировать под корень. Что и произошло. Мы видим сейчас результаты этого.
- Возвращаясь к событиям 1986 года. Вы все-таки непосредственное участие в них принимали?
- Революция декабрьская длилась 16, 17 и 18 декабря. Самый пик событий был 17—18. Так вот, 17 прошел вверх по Байсеитовой. Люди с детьми гуляют, семьи. Детская команда хоккейная во Дворце спорта тренировалась: дети с клюшками бегают, снежками кидаются. Но когда я услышал звук этих снежков по проезжающим пожарным машинам (они на большой скорости, сбив несколько людей, пронеслись мимо), то эти снежки застучали как камни. Я понял, что это куски мрамора, и тогда мне стало не смешно.
Через некоторое время у трибуны загорелась машина ППМ. Когда вручную остановили одну из пожарных машин, разбили стекла, вытащили несчастного пожарного, стало понятно — это революция.
Это как сейчас выкладывают в интернете столкновения, которые были на Банковой улице или на Банкирской, когда с «Беркутом» дрались националисты. И в десять раз больше это было в 1986 году, когда я видел три линии оцепления со щитами, дубинками (я никогда в жизни до этого не видел дубинок и касок!), стоят и пытаются массу молодежи сдерживать.
- Вы были ранены? Или Ваши друзья?
- Раненых там много было. На моих глазах 18 декабря, когда площадь оцепили, прилетели войска, псковский ОМОН, таких здоровых мужиков я в жизни не видел. Мы стояли по Фурманова, в 19.30 началось обращение: «Казахи, нам стыдно. Мы с горечью наблюдаем за бесчинством наркоманов и алкоголиков».
И нас как погнали по площади, а там девчата стояли из художественного института. Они песни пели, а их как погнали. Визг, вой, ужас, когда их избивали, до сих пор в ушах… Я такого не видел и по телевизору в «Международной панораме». Наши ребята сказали: берите их под руки и бегите с ними. Многие падали от шока под град камней, когда войска эти погнали нас вниз по Фурманова. Зверье настоящее.
Почему государство боится такого стихийного выражения эмоций народа? Потому что там появляется единение и теряется чувство самосохранения. Эффект толпы, говорят, но это никакой не эффект толпы — это нация появляется, государство появляется, когда ты борешься за справедливость.
Я абсолютно убежден был и до сих пор остаюсь убежденным в том, что я участвовал в великой революции, первой антисоветской революции. До Тбилиси, до Баку, до Вильнюса — это все потом было. Первыми были алматинские события.
Когда я побежал прикрывать наших девчонок, побежал в атаку, мы ведь отпор дали этим козлам, ментам вонючим, я получил камнем в затылок, аж искры из глаз! Я и сейчас не сильный, а тогда вообще субтильный был, и отполз в сторону в малахае. Спасибо казахскому малахаю, этому изобретению наших предков, он прикрыл затылок, иначе этот камень мне раздробил бы череп.
Теряя сознание, отполз мимо домов на Фурманова, где сейчас модные кафешки, и вижу, девочка сидит, маленькая, смешная, в дешевеньком пальтишке, рыдает. Я ей говорю, беги отсюда. А она, как ребенок, думает: надо сесть, голову спрятать, как одеялом накрыться, и все закончится. Я у нее руки от лица убрал, а там сплошное месиво… видимо, бревном заехали дружинники… К вопросу о том, много ли было раненых.
Все это… отпечаталось в памяти. Я заново родился 18 декабря 1986 года.
.…ПРОЧИТАТЬ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ИНТЕРВЬЮ вы сможете, подписавшись на газету “Ассанди-Тамс”, например, через платежную систему QIWI. Для этого найдите фирменный терминал QIWI ярко- СИНЕГО цвета. На терминале нажмите кнопку «Оплата услуг», найдите раздел «Издательства, размещение объявлений» и в нем логотип «Ассанди-Таймс». Вам предложат выбрать количество номеров для оплаты:
4 номера — 400 тенге (1 месяц)
12 номеров — 1200 тенге (3 месяца)
24 номера — 2400 тенге (6 месяцев)
48 номеров — 4800 тенге (годовая подписка на 12 месяцев)
Выбирайте и вводите адрес электронной почты (на экране появится клавиатура), а затем вносите деньги.
В случае каких-либо затруднений звоните в редакцию в Алматы (727) 273 09 03.
ОТ РЕДАКЦИИ: тем, у кого не получается смотреть видеосюжеты у нас на портале, мы советуем нажать на гиперссылку, чтобы посмотреть сюжет в YouTube, или скопировать ссылку, вставить ее в браузер, чтобы открыть напрямую страницу в YouTube с заинтересовавшим вас сюжетом.
Источник: Газета «Ассанди-Таймс» от 20 декабря 2013 года