На вопросы «Трибуны» по актуальной повестке дня отвечает политэмигрант, известный казахский художник Канат ИБРАГИМОВ.
— Как в Америке восприняли победу Дональда ТРАМПА? Какие были настроения у американцев после его победы?
— За всю Америку не могу говорить, потому что я живу в Республике Калифорния. (Смеется.) США — федеративное государство, здесь разные штаты, настроения, люди. Когда победил Дональд ТРАМП, некоторые горячие головы в Калифорнии начали кампанию Калексит. Это как Брексит, отделение Великобритании от ЕС. Калексит — кампания за независимость Калифорнии. Люди выходили на протесты в разных городах, студенческие кампусы поднялись. Но это все нормально. США — демократическое государство, четко работают институты, и никакой президент ничего не сможет изменить в одиночку. Демократия — это как авианосец внешней и внутренней политики США, его курс невозможно в одночасье поменять. Срок Барака ОБАМЫ, представителя Демократической партии, подходит к концу, и он мирно его уступает новоизбранному главе государства. И ничего в том, что республиканцы победили на выборах всех уровней, нет. Джордж БУШ-младший и его отец были республиканцами, Рональд РЕЙГАН тоже представлял эту партию. Так что избрание республиканца ТРАМПА ничего хорошего диктаторам не предвещает.
Нужно понимать, что в Америке живут не одни лишь суперпрогрессивные люди. В стране много разношерстной массы. Многие голосовали за ТРАМПА из-за усталости от профессиональных политиков, кому-то хочется перемен. Его электорат — это люди труда, некоторые представители бизнеса, которые за протекционизм. С другой стороны, кампания КЛИНТОН была неудачно построена. Вокруг нее всегда шли дебаты: она хорошая или плохая, а в конце уже говорили: хуже некуда. Начинается кризис, к власти приходят популисты. Наступает эра социальных медиа, традиционные СМИ, которые раньше полностью формировали общественное мнение, уже им уступают. Трамп считался сетевым кандидатом, его не любили традиционные СМИ, против него были настроены все медиагиганты. Это надо иметь в виду и будущим кандидатам в Казахстане. Не надо нанимать дорогих политтехнологов, уповать на традиционные медиа, нужно повышать доверие к личности — в первую очередь. Что и сделал ТРАМП. Он создал образ такого мачо, который даст возможность людям зарабатывать деньги. Между прочим, образы ТРАМПА и ПУТИНА, хотя последний, конечно, лидер авторитарного государства, в чем-то схожи. Интересно будет наблюдать за ними. Но в Калифорнии традиционно поддерживают демократов, и здесь победила КЛИНТОН.
— Почему ТРАМП пользуется такой поддержкой в американском обществе? Некоторые связывают это с неравенством. Так ли оно сильно в обществе?
— Явно чувствуется усталость электората от красивых слов, умных речей и профессиональных политических деятелей. Дональд ТРАМП не профессиональный политик, он больше актер, как Рональд РЕЙГАН. Бизнесмен, не всегда был удачливым. «Человек с яйцами», как любят здесь говорить. Это проявление утраты доверия к истеблишменту, к бюрократической машине. Народу был нужен такой крутой мужик, который говорит резкие слова и проводит эффективную политику. ТРАМП выходит и говорит: «Надо построить стену на границе с Мексикой, я их заставлю это сделать за свой счет, так мы победим криминал!» Американские граждане аплодируют: «Да, правильно, не нужны нам иммигранты, лучше деньги потратить на нас самих». Простым людям был нужен такой крепкий хозяйственник, по-казахски «ауылдың мықты баласы». ТРАМП — человек от бизнеса, воплощение американской мечты и очень скандальный. Я тоже был эпатажным в Казахстане. Примерно то же самое в американских условиях делает ТРАМП. Политик не должен быть всегда со знаком плюс. Иногда должны быть минусы. Эпатаж, скандалы, брутальность. Все это сыграло на руку Дональду ТРАМПУ.
— Каково отношение американского общества к диктатурам? Например, будет ли какой-то жесткий подход к казахстанскому режиму? Или это далеко и неинтересно для Америки?
— Мне друзья из Казахстана звонят и говорят: «Вот мы к тебе приедем, сядем на машину и поедем на Ниагарский водопад». Я им отвечаю: «Вы понимаете, насколько велика Америка?» Население более 320 миллионов человек, из Сан-Франциско в Нью-Йорк лететь около пяти часов. На автомобиле уйдет целая неделя, чтобы доехать до знаменитого водопада. Так что это огромная страна, и разные мнения присутствуют. Но надо понимать: американцы заточены на собственных проблемах, они думают о себе, о своей стране и хотят решать свои вопросы. Простому американскому налогоплательщику до лампочки центральноазиатские диктаторы, африканские вожди. Ему нужно решать свои проблемы, и он не желает тратить деньги на неизвестных ему диктаторов. И Дональд ТРАМП сыграл на этом. «Давайте сделаем Америку снова великой!» — его слоган. То есть будем решать внутренние проблемы, экономику поднимать. Вмешиваться во внутренние дела Казахстана, Узбекистана или других диктатур они не будут. Даже Украина Америку особо не интересует. Надо четко понимать, что никто проблемы за казахов, украинцев решать не будет. Американский солдат не пойдет проливать кровь за казаха. Но США привержены своему внешнеполитическому курсу. У американцев, безусловно, есть интересы в любой точке земного шара. Это мировой лидер, который не потерпит ядерного шантажа и прочих нарушений международного права. Если будет явное нарушение прав человека, серьезное отклонение от принятых норм, Америка вмешается и скажет свое слово. Но это будет политическим вмешательством, а не военным.
— У нас появится портрет НАЗАРБАЕВА на 10‑тысячной банкноте. Астану могут переименовать в Нурсултан. 1 декабря отмечают День первого президента. Как это все смотрится из Америки? Какие чувства вы испытываете?
— Здесь я привожу всего лишь один факт: НАЗАРБАЕВ находится у власти 27 лет. Каждому становится понятно, что это диктатура, нельзя так долго править. Только монарх, деспот, царь, король может столько быть у власти. Но не президент. Да, в Казахстане официальные говоруны могут сказать: «Вот, в Америке первый президент ВАШИНГТОН, его именем названа столица, он на долларах нарисован». Или королеву Великобритании могут привести в пример. Но все эти слова не являются аргументом, здесь, на Западе, этим никого не убедишь. А внутри Казахстана многие уже понимают, что НАЗАРБАЕВ — деспот, он проводит антинародную политику, курс другого государства — России, ПУТИНА. Казахстан — союзник страны-изгоя, России. Это все плохо будет сказываться и на Акорде. Никакого смягчения санкций не будет, тем более республиканцы на это не пойдут. Предвыборная риторика — это все словесная игра, реальная политика будет другой. Режим оккупировал власть. Все эти вопросы с переименованием вызывают стыд и даже презрение. В XXI веке люди так не должны жить! Это все плохо, это первобытно. Нельзя было этого делать. Хотя бы при живом НАЗАРБАЕВЕ. Все эти северокорейские картинки из парламента отвратительны. Остается еще вера. Особенно когда видишь, как стойко ведут себя Макс БОКАЕВ и Талгат АЯН. И другие небольшие группы гражданских активистов. Но в целом картина удручающая сложилась.
— Какие изменения могли бы принести демократические ценности Казахстану? Возможно ли когда-либо установить демократию в нашей стране?
— Если демократия не будет установлена в Казахстане, это будет смерти подобно. Нужно срочно установить, застолбить, привнести демократию в страну. Сделать все, чтобы была демократия. При демократии людей не убивают по политическим причинам, не делят по цвету кожи и не отправляют в лагеря. Ничего лучше демократии нет и быть не может. Есть в Казахстане и в России такие парнокопытные, которые говорят: «Не нужна нам демократия, там гомосексуалисты и всякие меньшинства». Любого, кто так скажет, можно смело отправлять на три известные буквы. Никогда они не жили при демократии и не знают, что это такое. Когда живешь в США, становишься членом общества, хорошо понимаешь, что такое демократия. Явный контраст между тем, что мы построили в наших странах и что есть в США. Мы, казахи, еще даже не нюхали демократии.
— Весной прошли мирные митинги по всей стране. Почему власть их испугалась? В чем причина животного страха режима перед мирными митингами? Вот в Америке митинги кто-то разгоняет?
— Если поджигают машины и нападают на людей, то, конечно, разгоняют. Здесь полицейские могут стрелять без предупреждения в случае опасности, они хорошо подготовлены. Надо понимать: Америка — это организованное и сильное государство, не вялое либертарианское общество. Но мирные демонстрации никто не разгоняет. Более того, получать разрешение на них не нужно. Мы 16 декабря собираемся провести мероприятие в память жанаозенского расстрела. В мае выходили в поддержку митингов Казахстана. В поддержку Макса и Талгата тоже выходили. Нигде мы разрешения не брали. Единственное, если участников будет больше 4 тысяч, то вы должны предупредить полицию, чтобы она обеспечила вам безопасность. Невиданная для Казахстана роскошь! Свобода слова, свобода выражения — фундаментальное американское право.
— Вы готовите митинг 16 декабря, приуроченной ко дню памяти жанаозенских событий. Расскажите про это мероприятие: кто примет участие, знают ли о расстреле казахстанских рабочих в Америке?
— После наших акций в Калифорнии хорошо знают о жанаозенском расстреле, о казахстанской диктатуре. Казахская диаспора в США внимательно отслеживает все события в Казахстане. Если это касается нарушения прав человека, преследования активистов, то мы незамедлительно реагируем на эти события. Наши мероприятия собирают не меньшее количество участников, чем те, которые проводит украинская диаспора. Очень многие знают про ситуацию в Казахстане. Много людей смотрит наши мероприятия по интернету. Казахи из Америки, Индии, Европы заходят на наш сайт, читают про эти события. Украинская, кыргызская, российская демократически настроенные диаспоры поддерживают нас. Чем прекрасна Америка? Тут разные диаспоры, представители разных национальностей. Каждая из них как маленькое красивое стеклышко. Из этого создается живописный американский пейзаж. Это очень интересно, прекрасно. Это и есть американская нация. И они друг другу помогают, пытаются поддержать. Казахский КНБ пытается отговорить казахов выходить на митинги, оказывает давление на родственников в Казахстане. Но все равно многие выходят. Традицию выхода на митинг 16 декабря в США заложила наша соотечественница Гульнара ЕСЕРГЕПОВА, которая ныне живет в США. Будем выходить и в поддержку Макса БОКАЕВА и Талгата АЯНА. «Әр қазақ-менің жалғызым!»
— Пять лет прошло с жанаозенских событий. Что вы испытываете? Думаете, когда-либо откроется правда о расстреле мирных демонстрантов?
— Власть напрасно думает, что их секрет не раскрыт. Это XXI век, время новых технологий. Все их преступные действия на виду. Рано или поздно обвинения власти будут предъявлены. Запереться в башне из слоновой кости не получится. Никакие прикормленные блогеры, «интеллигенция» не спасут, их мнения ничего не стоят. Они не формируют общественное мнение. Вся эта шушера, которая грабит страну, арестовывает активистов, будет отвечать по законам демократического государства. Это нужно четко понимать. Люстрация неизбежна. Придет время. Сволочи должны быть нерукопожатными.
- Спасибо за интервью!
Подготовила Инга ИМАНБАЙ
Оригинал статьи: Трибуна — Республиканская общественно-политическая газета / tribunakz.com