Канат ИБРАГИМОВ:
«Идет духовный джут»
Известный казахский художник, политический эмигрант Канат ИБРАГИМОВ ныне проживает в США. Даже в далекой Америке он болеет за свою Родину, активно выступает на митингах в Сан-Франциско в защиту казахской земли и патриотов. Недавно по его инициативе прошло несколько митингов в поддержку мирных акций протеста в Казахстане, привлекших огромное общественное внимание в США.
Мы беседуем с художником не только об этих мероприятиях, но и о демократии, о том, как Америка преодолевает свои проблемы, что ждет Казахстан и о многом другом.
— Канат, вы и ваши соратники провели в Сан-Франциско несколько акций протеста в поддержку митингов в Казахстане. Почему такие акции проводятся в Америке? Много ли у вас там сторонников?
— Акции прошли в Сан-Франциско и в Силиконовой долине. Здесь создан комитет Kazakh SF — Казахи Сан-Франциско. Туда входят организаторы митингов, неравнодушные граждане — бывшие казахстанцы, патриоты Казахстана. У нас никто не пытается присвоить себе лидерство, мы все делаем общее дело. Пока мы не можем проводить массовые мероприятия, как те же украинцы в США. Но мы работаем и надеемся, что станем заметными и на наши акции будет приходить большое количество людей.
Для нас было полной неожиданностью, что наши акции протеста привлекли такое внимание не только в Казахстане, но и в русскозычном обществе Америки. В столице Калифорнии, городе Сакраменто, есть очень популярный среди русскоязычных сайт — slavicsacramento. Там было опубликовано сразу три материала про наши акции: анонс митинга в Сан-Франциско, интервью со мной, а также репортаж про само мероприятие. Затем ко мне позвонил репортер данного ресурса и сообщил, что сервер сайта был обрушен. Поначалу я подумал, что ресурс был атакован казахстанскими спецслужбами, начались ДОС-атаки. Я как гражданин авторитарной страны привык к таким действиям власти. Однако это было не так. Сайт не справился с огромным количеством посетителей. Интерес был громадный, сервер не справился с таким наплывом пользователей. Очень много людей зашло из Казахстана и России. Наша страница в Фейсбуке Kazakh SF также показала феноменальный результат просматриваемости, мы даже обошли украинскую диаспору. Их группа называется Maidan SF. Это сообщество было создано в драматические дни, когда проходил украинский майдан. Украинская диаспора в США сильно помогала Украине в тяжелые дни: оказывала гуманитарную помощь, покупала бронежилеты, приборы ночного видения, дроны во время конфликта с российскими войсками на юго-востоке. Также они оказывали мощнейшую информационную поддержку в США, наладили контакты с американскими политиками, общественниками и СМИ. Мы, конечно, еще не можем похвастаться большим количеством соратников в Америке, но виртуально нас поддерживают многие. Но нельзя путать виртуальную поддержку с физической, реальной. В Казахстане то же самое: многие герои в социальных сетях, но на площади выходит мало людей. Тем не менее мы не опускаем руки и будем работать дальше. Нас здесь поддержали украинская, кыргызская и монгольская диаспоры. Мы поддерживаем контакты с казахами из Нью-Йорка.
— Интересуется ли американская общественность событиями в РК? Освещает ли ваши акции пресса США?
— Еще раз хочу напомнить, Америка — это целый отдельный мир. Мне иногда кажется, что если исчезнут обитатели земного шара, Америка будет жить своей жизнью и заниматься собой. Америка может обойтись без остального мира как в информационном, так и в физическом плане. Безусловно, ее интересуют прежде всего свои проблемы. Однако Америка, как самое развитое государство, хочет знать о проблемах в других странах. Здесь очень мобильное, остро реагирующее на события в мире, рефлексирующее общество. На наших митингах к нам подходили американцы, немцы, голландцы, которые слышали о Казахстане, даже посещали его, и спрашивали о ситуации в стране. Для них было шоком узнать, что в Казахстане есть политические узники и там преследуют за свободу слова. Здесь есть немало людей, которые ведутся на обман «фасадной демократии». Казахстанская верхушка вкладывает огромные деньги в пиар страны. В американских медиа в прайм-тайм показывают ролики про Казахстан, про ЭКСПО‑2017, где рассказывается о том, что это богатое, успешное государство, люди живут счастливо. Акординские пиарщики хотят показать, что Казахстан — лидер Центральной Азии, страна, которая встала на путь демократии и развития. Для того чтобы развенчать этот миф в Америке, достаточно привести один факт: НАЗАРБАЕВ непрерывно управляет страной 27 лет. Когда американцы слышат об этом, их охватывает шок. Это немыслимо для них. Американцы не могут даже помыслить, чтобы президент, а не король, вождь племени или монарх, находился около трех десятилетий во главе государства. Сразу же отпадают все вопросы. В Америке люди активно защищают свои права, выступают на различных мероприятиях, живо реагируют на общественно значимые события. Потому им интересны темы про права человека, свободу слова и демократические процессы в мире. Помимо этого, здесь проходят странные на наш взгляд акции: например, в защиту животных, собак и кошек. Иногда они проходят в очень агрессивной форме, однако полиция не мешает им, не разгоняет, никого не сажает.
— Вы живете в Америке, стране с капиталистической и открытой экономикой. Знаете не понаслышке, что такое право частной собственности. Почему вы выступаете против аренды земель иностранцами в Казахстане? К чему эта норма Земельного кодекса может привести?
— Свободный рынок, свободное передвижение капитала, глобализация — все это стало нормой жизни. Но к каждому вопросу нужно подходить дифферинцированно. США — страна с устоявшимися экономическими институтами, это Вавилон XXI века со всеми достоинствами и недостатками. Американцам демократия не так уж легко досталась: они с оружием в руках отвоевывали ее у британцев, а потом в гражданской войне. Здесь были и рабовладение, и расовая сегрегация, но Америка тем и прекрасна, что смогла преодолеть многие противоречия. В США защищены права всех групп, если они не призывают к насилию. Что касается Казахстана, то там еще не развиты политические, экономические и другие важные институты. Более того, независимость и территориальная целостность Казахстана находятся под угрозой. Казахстан вступает в зону турбулентности, в любое время может начаться нестабильность. Физиологический возраст елбасы играет в этом немаловажную роль. Экономика страдает «голландской болезнью», она полностью зависит от нефтяных цен. Нет сильного гражданского общества, политическое поле задавлено. И на таком фоне поднимать тему аренды земли иностранцами чревато реальными угрозами безопасности. Пока у власти находится антидемократический, деспотический режим, брутально подавляются любые гражданские инициативы, как можно говорить о каких-либо законах свободной экономики? Нет никакого доверия к органам власти, что они будут честно и справедливо распределять земельные ресурсы и контролировать их эксплуатацию. Если говорить образно, когда корабль штормит, о каких прогулках по нему или аукционах может идти речь? Надо спасать корабль, думать о курсе, чтобы обойти рифы, а не о продаже земли. Сейчас идет духовный джут. Вы же видите, что профашистские кремлевские пропагандисты говорят о территориальных претензиях к Казахстану. О каких законах рынка можно говорить? Потом, надо помнить историю. Там, где начинался тюркский мир, заканчивался китайский. Историческую память нельзя стереть одним росчерком пера. У нас никогда не было тесных исторических, экономических, политических связей с Китаем. Мы всегда были конкурентами. Нужно создавать условия, чтобы разговаривать с Китаем на равных. Нельзя впадать в полную зависимость от него. Синьцзян, или так называемый Восточный Туркестан составляет почти четверть территории Китая. Был оккупирован Тибет. Сейчас Китай усиливает влияние в Монголии. Если смотреть на чисто китайские территории, то это не очень-то и большая страна. Она растет за счет экспансии и присоединенных территорий. Потому всегда нужно помнить об угрозе со стороны Китая. Как только Китай зайдет на территории Казахстана, он уже никогда оттуда не выйдет.
— Нам все время твердят, что для Казахстана авторитаризм лучше, чем демократия, что мы не доросли до американской модели. Согласны ли вы с этим утверждением? Рано ли строить демократию в Казахстане?
— Это явный абсурд. Как, например, тезис «Сначала экономика, потом политика». Я всегда говорил, что первой должна идти культура. Из культуры прорастают экономические, политические институты. Из культуры развивается национальная идея. Нельзя строить людоедское общество с развитой экономикой. Пропаганда, что Казахстан не дорос до демократии, — дешевая спекуляция. Кто определяет, доросли ли казахстанцы до демократии или нет? Демократия может кому-то нравиться, кому-то нет, но это единственная устойчивая платформа для политического, экономического развития. Демократия небезупречна, но это лучшее, что есть у человечества. Я слышу аргументы «ватников» и совков. Они кричат, что вот мы видели вашу демократию, она ничего хорошего не принесла. На самом деле у нас еще не было демократии. Для экономического, политического развития, для духовного, культурного роста человека демократия не имеет конкурентов.
— Почему демократия лучше авторитаризма?
Как изменилась бы жизнь общества, если бы у нас была демократия?
— Представьте себе ситуацию, когда один человек избивает вас, эксплуатирует, заставляет на него работать за бесценок, относится как к скоту. А другой достойно оплачивает ваш труд, не нарушает трудовые отношения, хотя требователен, соблюдает законы. Что вы выберете? Ответ ведь очевиден! Демократия дает свободу всем. Если ты кого-то ненавидишь, это вовсе не означает, что ты должен кидать в него кирпичом или избивать. Возьмите права тех же геев. Я к ним отношусь очень негативно, я вырос в патриархальном обществе. В Америке им предоставлены все права и свободы. В Казахстане я знаю одного гея, который тщательно скрывает свою сексуальную ориентацию, возглавляет солидную организацию. В одном из разговоров я его спросил, почему бы ему не переехать в Америку, жить здесь открыто, построить семью, если захочет. В ответ он начал упрекать меня в том, что я выполняю трудную работу, мою посуду, присматриваю за стариками. Даже гей в Казахстане ведет себя как фашист и автократ. Я ему открыто сказал, что лучше жить в открытом обществе и трудиться на грязной работе, чем жить в фашистском обществе, в антидемократической стране. И тут между нами возникла пропасть. Вроде бы он должен быть на стороне демократии, однако в нем сидит глубочайший совок. Это как наши «болашаковцы». Они получают образование в западных вузах за государственный счет, пользуются благами демократии. Однако возвращаются на родину и становятся такими же совками и автократами. Как БАЙБЕК или Шавкат САБИРОВ, советник МАСИМОВА по интернету, Арманжан КАСЕНОВ, советник Кенеса РАКИШЕВА. Хотя они часто приезжают в Америку, имеют здесь недвижимость, их семьи могут жить в демократических странах. Но в Казахстане они ведут себя иначе.
— Спасибо за интересную беседу!
Интервью записал Адилдик ЖЕНЕРОВ
Оригинал статьи: Трибуна — Республиканская общественно-политическая газета / tribunakz.com