Публичной поркой министра внутренних дел Калмуханбета Касымова увенчалось совещание президента Нурсултана Назарбаева с руководителями правоохранительных органов. Повод для обещания елбасы поговорить с министром по душам тет-а-тет дали сотрудники дорожной полиции в Шымкенте. Основным регулировщиком гнева лидера нации выступил генеральный прокурор Асхат Даулбаев.
Автор: Серик БАЙДАУЛЕТОВ
Началось совещание с объявления четверга, 31 января, днем траура по погибшим в авиакатастрофе под Алматы.
- Вчера под Алматы потерпел катастрофу самолет, летевший из Кокшетау, 20 наших граждан погибли, — напомнил Назарбаев. — Я выразил соболезнование по поводу этого трагического случая и объявил завтрашний день траурным для нашей страны. Создана специальная комиссия, которая расследует произошедшее, окажет поддержку родным и близким погибших наших граждан. Давайте мы минутой молчания помянем погибших.
Судьи на первое
Участники совещания торопливо поднялись со своих мест, а затем сели, ожидая новых задач и нагоняев непосредственно от лидера нации. Но тот решил сделать своим рупором главу надзорного ведомства республики. И генеральный прокурор Казахстана Асхат Даулбаев постарался оправдать высокое доверие, раздавая всем сестрам по серьгам, начав с признания неспособности нашей силовой системы противостоять экстремизму и терроризму.
- Резонансные события последних лет продемонстрировали неготовность сил правопорядка к противодействия террористической и экстремистской угрозам, — признал Даулбаев то, что давным-давно поняли все казахстанцы. — Основными причинами этого считаем отсутствие надлежащей аналитической, прогнозной, оперативной работы правоохранительных органов, низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников и несоответствие современным требованиям материально-технического оснащения правоохранительных органов.
А потом спикер подчеркнул, что казахстанские суды чересчур либеральничают с так называемыми «телефонными террористами», которые делают ложные сообщения о заложенных взрывных устройствах.
- Ответственность за «телефонный терроризм» усилена в Казахстане до шести лет лишения свободы, однако суды продолжают применять явно несоразмерные меры наказания, сопутствуя безответственности и не задумываясь о последствиях, — заявил генпрокурор. — Государство должно показать обществу, что такие преступления будут пресекаться жестким образом, тем самым, побуждая граждан воздержаться от неправомерных и непродуманных поступков.
В определенной логике генпрокурору не откажешь: раз не можем противостоять реальной террористической угрозе, так хотя бы лжетерроризм выжжем каленым железом. Однако чрезмерно малые сроки лжетеррористам, как выяснилось, это не единственное прегрешение нашей судебной системы — генпрокуратура, наконец, решилась озвучить информацию о том, что один из предполагаемых убийц 12 человек в Или-Алатауском заповеднике два года назад должен был сесть в тюрьму за другое убийство, однако ж наш самый гуманный в мире городской суд Астаны отпустил его с миром, невзирая на протесты прокуроров.
- Суды необоснованно оправдывают преступников. За три года по протестам прокуроров отменены незаконные оправдательные приговоры в отношении 71 лица. В 2011 году суд города Астаны оправдал подсудимого Ботабаева, обвиняемого в убийстве, все протесты прокуратуры были отклонены. Не прошло и года, как Ботабаев оказался в составе преступной группы экстремистского толка, совершившей массовое убийство людей в Иле-Алатауском национальном парке и сейчас находится в розыске. И никто из судей за это не понес никакой ответственности, — сообщил Даулбаев Назарбаеву.
- Он совершил убийство, убийство было доказано и он не осужден? — уточнил елбасы у генпрокурора.
И, получив утвердительный ответ, поднял с места председателя Верховного суда Бектаса Бекназарова.
- По таким случаям, Бектас, вы должны провести громкое разбирательство! — заявил президент.
Под раздачу попал Касымов
Асхат Даулбаев, тем временем, переключился на финполовцев.
- Сотрудники Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, возбуждая уголовные дела, выдают факт получения взятки одним и тем же чиновником за системную коррупцию, — заявил он. — Ярким примером тому служит 39 дел, возбужденных в отношении трех работников фитосанитарного поста города Астаны за неоднократное получение взяток.
И перешел к гвоздю программы — МВД.
- Наши граждане оценивают качество правоохранительной деятельности по степени личной защищенности, а сами силовые органы — по валовым показателям, отодвинув при этом нужды людей на второй план, — посетовал глава надзорного органа. — Потерпевшие желают получить компенсацию за причиненный вред и моральное удовлетворение от наказания преступников. Однако они сталкиваются с волокитой при рассмотрении заявлений и низким качеством судопроизводства, поэтому необходимо, наконец, отказаться от оценки по валовым показателям и признать основным индикатором уровень доверия населения.
По мнению генпрокурора, пора внедрить «стандарты оказания услуг населению» в правоохранительной сфере.
- Надо добиться, чтобы граждане, пострадавшие от преступников, с первых же минут своего обращения чувствовали, что полиция делает все от нее зависящее. Если полиция приедет быстро на вызов и выполнит все нужные действия и даже чисто по-человечески поддержит потерпевшего, то рост доверия людей не заставит себя ждать, — подчеркнул он.
И тут же в качестве антитезы рассказал, как наши полицейские «оказывают услуги» на практике.
- Буквально на днях в Шымкенте сотрудник дорожной полиции Мамедов без повода остановил автомашину гражданина Амирова. Когда водитель попытался снять происходящее на мобильный телефон, Мамедов и его напарники сняли с автомашины задние госномера и составили протокол за управление автотранспортом без госномеров, а также, сорвав с себя погоны, пытались инсценировать нападение на полицейского, — сообщил Даулбаев. — Восстановить справедливость помогла камера видеонаблюдения, оказавшаяся напротив места инцидента. По данному факту уже возбуждено уголовное дело.
Этот пример окончательно вывел президента из состояния просмотра «хабаровской» казахстанской реальности, то бишь из себя.
- Здесь Генеральный прокурор говорил о том, что главный показатель — это доверие населения к правоохранительным органам, а какое после этого будет доверие?! — рассвирепел Назарбаев. — Полицейский нанят, чтобы служить людям и помогать им. Просто надо молодых ребят, которых вы принимаете, — воспитывать. Я сколько вам говорю? Пять лет учим мы милиционера в высших учебных заведениях. В Америке за полгода академия полицейская готовит людей и выставляет на улицу, зная законы, зная все, а этот молодой парень, которого приняли на работу, у него корочка красная есть — он и царь и бог теперь здесь!
Нурсултан Назарбаев рвал и метал в отношении вытянувшегося по стойке «смирно» главе МВД Калмуханбета Касымова.
- Он забывает, кто ему платит зарплату: люди платят ему зарплату! — бушевал елбасы и перешел к вопросам. — Почему такой воспитательной работы нет, почему вы публично не наказываете таких людей? Публично, чтобы все милиционеры знали, все полицейские Казахстана, что нельзя так обращаться с людьми. Они поставлены на службу и защищать их права, чего не хватает?
А в остальном, прекрасный маркиз…
Министр Касымов ответить за всю Одессу не смог, а потому был посажен на место под обещание Назарбаева продолжить этот разговор. А генпрокурор, видимо, посчитал черное дело сделанным и от недостатков перешел к успехам.
- В числе основных достижений хотел бы выделить преодоление межведомственного противостояния, конкуренции, длительное время наблюдавшихся между силовыми органами, которые наносили непопровимый вред нашему общему делу, — заявил Даулбаев и обратился лично к президенту. — По вашему указанию, благодаря законодательному разграничению компетенции и усилению роли координационного совета, мы добились слаженной работы всей правоохранительной и судебной системы.
Такая идиллия после громких претензий суду, финполу и МВД могла бы породить смутные сомнения в своей правдивости где угодно, но только не в Аккорде. Нурсултан Абишевич продолжал внимательно слушать главу надзорного ведомства.
- В прошлом году количество зарегистрированных преступлений значительно возросло по сравнению с 2011 годом на 39% и составило 288 тысяч преступлений. И это не предел, мы нацелены до конца полугодия на их полную регистрацию, — вдохновенно продолжал тот. — Мы очистили свои ряды от недобросовестных и некомпетентных сотрудников, из 100 тысяч свыше 16 тысяч человек не прошли внеочередную аттестацию. Приобретенный при этом опыт позволит в дальнейшем кардинально поменять подходы кадровой политики.
После следующего реверанса стало окончательно ясно: только глава государства в состоянии урезонить преступность.
- Количество осужденных в Казахстане сократилось на 15%, заданная президентом республики политика гуманизации уголовного законодательства и амнистия уменьшили количество заключенных на 25%, улучшив на 18 позиций рейтинг Казахстана в международном индексе. Изменилась карательная процедура: в прошлом году вместо лишения свободы судами на 25% больше применялось ограничение свободы, ранее составлявшее всего 2% от всех приговоров, — добавил Даулбаев.
После чего пообещал расширить перечень стран, с которыми у Казахстана установлены договоренности об экстрадиции осужденных.
- Важное значение для обеспечения неотвратимости наказания имеет экстрадиция и придание суду беглых преступников. В этой сфере у нашей республики были затруднения с европейскими странами. Вместе с тем, благодаря авторитету главы государства и узнаваемости Казахстана, впервые был подписан полный пакет соглашений о сотрудничестве в уголовно-правовой сфере с Испанией. В ближайшее время мы заключим аналогичный договор с Чехией и другими европейскими странами, достигнут прогресс в вопросах экстрадиции преступников из Португалии, Румынии, Болгарии, — отбирал Даулбаев лавры президентского соловья у Ертысбаева.
А напоследок предложил повысить роль адвокатов в судебном процессе, сделав их… «помощниками» правоохранительных органов в «поисках истины».
- Еще одна важная задача: повысить роль адвокатов исключительно с позиции защиты конституционных прав и свобод граждан, — сказал генпрокурор. — Все мы должны понять, что квалифицированный и добросовестный адвокат — не противник, а помощник в поисках истины. Требуется законодательно расширить полномочия и инструментарий адвокатов.
Что тут скажешь? Если у нас еще и адвокаты станут «помощниками» таких сотрудников полиции, как вышеупомянутые два актера в погонах в Шымкенте, по количеству сидящих в местах не столь отдаленных мы, пожалуй, перегоним ЮАР времен апартеида. Хоть Даулбаев и заверил, что государство ставит перед собой задачу «в ближайшие годы выйти из числа 50 стран, лидирующих по тюремному населению».
После столь обстоятельного доклада елбасы осталось лишь вкратце подвести итоги.
- Я подчеркиваю, что стабильность и национальная безопасность остаются основными опорами для осуществления всех наших дальних и ближних планов, их приоритетность не подлежит никакой ревизии, — заявил Назарбаев. — Сегодня важно подвести промежуточные итоги комплексной реформы, которая проведена в правоохранительных органах, нужно критически оценить всю проделанную работу, выявить проблемы, определить пути дальнейшего развития правоохранительной системы. Как развивается экономика, социальная сфера вы видите, в законодательном и практическом плане, правоохранительная система не должна отставать от этого. К сожалению, мы подчеркиваем, что отставание имеется.