Бороться с криминальными проявлениями в ходе корпоративных войн непросто, но когда предметом спора становится предприятие высокой рентабельности, сложно говорить о справедливости и соблюдении цивилизованных методов ведения бизнеса. А если рейдерство происходит в соседнем Узбекистане с участием государственных органов, то защитить свой бизнес и своих сотрудников становится почти безнадежным делом.
Автор: Розлана ТАУКИНА
История одной очень выгодной инвестиции началась в 2006 году, когда входящая в группу «Евроцемент» казахстанское ТОО «Каспийские ресурсы» приобрело на бирже акции двух цементных заводов в Узбекистане — Кувайсайцемент (60,4% акций) и Бекабадцемент (54,7% пакета акций, который затем, под давлением был снижен до 51,53% акций). В обоих случаях «Каспийские ресурсы» получили контрольные пакеты и решили, что инвестиции в цементные заводы в период бума строительного бизнеса в Центральной Азии будут достаточно выгодным капиталовложением.
Вложены миллионы
«Каспийские инвестиции» успешно вели свой бизнес, их корпорация разрасталась, они даже поменяли название, став United Cement Group, чтобы соответствовать собственности: нескольким цементным заводам в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и России.
Самым старейшим предприятием, акции которого оказались в руках казахстанских бизнесменов, был ОАО «Бекабадцемент», введенный в эксплуатацию еще в 1927 году и лишь слегка реконструированный в середине советских 70‑х. В 2009 году казахстанские бизнесмены инвестировали 30,53 млн долларов в модернизацию действующего производства на ОАО «Бекабадцемент», который находится в Ташкентской области. В рамках модернизации построили новую технологическую линию по производству цемента сухим способом (клинкер).
Общая сумма инвестиций казахстанской компании в Узбекистан составила 58,73 млн долларов в 2009 году. Всего же бизнесмены из Казахстана инвестировали за счет собственных средств более 62 млн долларов в переоснащение цементного производства соседней страны.
Для справки: United Cement Group (UCG) — крупнейший в Центральной Азии цементный холдинг, с общей производственной мощностью в 7,6 миллионов тонн, специализирующийся на производстве общестроительных и специальных марок цемента самого высокого качества. В холдинг входят восемь цементных заводов: г.Семей, Республика Казахстан, г.Новотроицк, Оренбургская область, г.Новокузнецк, Кемеровская область, Россия); г.Бекабад, Республика Узбекистан; г.Янгиюль, Республика Узбекистан, г.Кувасай, Республика Узбекистан; два завода в г.Кант, Кыргызская Республика;
Когда узбекские цементные заводы получили обновление технологических линий, и производство вновь заработало в полную мощь, показывая высокую рентабельность, местная пресса стала осуждать решение власти передавать в управление промышленные предприятия иностранным инвесторам.
Прибрать к рукам — большой соблазн
Будем откровенны, в мире существует несколько видов рейдерства, но самым коварным является серое рейдерство, когда происходит поглощение компании, осуществляемое внешне законными средствами, но совокупность этих средств в целом составляет схему мошенничества, аналогичную методам черного рейдерства.
Это весьма распространенный вид рейдерства, применимый к любым компаниям, в схемах действия которого сложно разобраться даже опытному специалисту. Захват предприятий путем недружественного поглощения или принудительного слияния — распространенный рейдерский метод «съедания» того вкусного, что плохо лежит.
Приблизительно по этой схеме была организована схема отъема цементного завода в Узбекистане. Все началось с проверки налоговых органов Узбекистана ОАО «Бекабадцемент». Сначала начался шантаж собственников бизнеса со стороны государственных структур, а потом все претензии обернулись к руководству цементного завода в г.Бекабад. Главным обвинением стали факты нелегального производства и экспорта цемента в другие страны.
United Cement Group специализируется на производстве высококачественных общестроительных, высокомарочных и специальных марок цемента, которые имеют особый спрос при строительстве и реконструкции плотин, взлетных полос и других строительных объектов национального значения. По специальному заказу высококачественный цемент действительно поставлялся на экспорт в Таджикистан для строительства плотины, а взаиморасчет происходил через головное предприятие в Казахстане.
Узбекская сторона увидела в этой схеме преступные действия и обвинила инвесторов в нарушениях требований Закона РУ «О недрах» и незаконной добыче на карьере «Балыктыау» в Зафарабадском районе Джизакской области сырья для производства цемента в сопредельные государства.
Более того, генерального директора ОАО «Бекабадцемент» Сергея Никитина, гражданина России, финансового директора Айгуль Жамиеву, заместителя коммерческого директора Хусана Сарымсакова, граждан Казахстана, и главного бухгалтера Ф.Абдуллаева, гражданина Узбекистана, обвинили в неправильном начислении налогов на доходы физических лиц (зарплата некоторым сотрудниках выдавалась в конвертах и была в разы выше официальных.) Неуплата налогов, по мнению обвинителей, нанесло государству огромный ущерб.
Налоговые органы нашли нарушения в неправомерных расходах по оплате проживания в подведомственном доме за счет предприятия приглашенным сотрудникам из Казахстана и России, начисление премий «нужным людям», продажу цемента в сопредельные государства. Руководителям даже поставили в укор оказание спонсорской и благотворительной помощи по просьбе местной власти как попытку подкупить ее расположение и дачу взятки в изощренном виде.
По делу также проходили сотрудники таможенных служб Узбекистана, помогавшие пропускать цемент через границу при наличии сопроводительных документов.
В результате судебного разбирательства дело приобрело характер хищения доходов национального предприятия в особо крупных размерах. Генерального директора ОАО «Бекабадцемент» Сергея Никитина осудили на 14 лет заключения, финансовому директору Айгуль Жамиевой дали срок 9 лет, остальным фигурантам дела по ниспадающей присудили такие же достаточно суровые наказания с конфискацией имущества.
В начале этого года Ташкентский областной суд постановил перерегистрировать цементный завод, чтобы изменить реестр акционеров. Казахстанский холдинг UCG потерял контроль над 51,53% пакета акций узбекского «Бекабадцемента», а новым акционером с долевым участием в размере 51,53% теперь числится Госкомимущество Узбекистана. Остальные 48,47% по- прежнему принадлежат миноритарным акционерам и трудовому коллективу. Решение принято в рамках определения областного суда по уголовным делам в связи со значительным ущербом, нанесенным государству Узбекистан. В ходе следствия был наложен арест на имущество, активы и денежные средства предприятия.
По оценкам компетентного эксперта, директора ТОО « БТ оценка и Консалдинг» Татьяны Гиш, стоимость всего бизнеса «Бекабадцемент» приблизительно составляет около 68 млн долларов, а размер рыночной стоимости 51% пакета акций этого предприятия, которого лишился казахстанский бизнес, составляет 30—48 млн долларов. Практически это размер присвоенных средств казахского частного бизнеса.
История повторяется
Стоит отметить, что UCG пока принадлежит контрольный пакет акций еще одного завода, находящегося в Узбекистане — АО «Кувасайтцемента». Однако прокуратура Кувасая в середине июня 2012 года приняла решение об аресте банковских счетов ОАО «Кувасайтцемент». Сумма денежных средств, находящихся на арестованных банковских счетах эмитента, составляет 45, 246 млрд суммов ( 23,9 млн долларов).
Основанием для ареста денежных средств предприятия послужили материалы проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, проведенного налоговой службой. Как сообщил представитель узбекской прокуратуры, на предприятии проводятся оперативно-следственные мероприятия и в отношении руководства завода возбуждено уголовное дело. История повторяется, как день сурка.
В Казахстане наблюдается поразительное равнодушие к такому разрушительному явлению, как незаконный захват предприятий. К примеру, когда в Англии произошло всего два случая недружественного захвата предприятий, Палата общин в течение месяца приняла необходимый закон, а еще через две недели Палата лордов его утвердила, увидев в произошедшем опасность развала производственного сектора своей страны.
В Казахстане от факта обнаружения проблемы до принятия по ней решения проходят годы. Более того, правоохранительные органы шантажируют собственных граждан и вымогают у них деньги, показывая им странные документы из Узбекистана об экстрадиции людей, которые давно на этих предприятиях не работают.
Безграмотные полицейские не знают, что экстрадицию наших граждан может санкционировать только генеральный прокурор и только после того, как он сам или казахстанский суд будут уверены в справедливом разбирательстве на узбекской стороне, в том, что там не нарушаются права человека, гарантированные международными конвенциями, которые ратифицировал казахстанский парламент. А пока казахстанская полиция демонстрирует свою неграмотность, руководство United Cement Group продолжает через адвокатов спасать своих казахстанских сотрудников и готовит документы для подачи иска в международный суд.
Continue Reading:
Как Ташкент отнимает казахские инвестиции