Как Талгат Байгазиев “доруководился” в Молдове
Пятидесятилетнего Талгата Байтазиева часто называют олигархом: его сын владеет автомобилями за миллионы евро, а сам магнат в декабре прошлого года угрожал расправой за статьи в интернете тираспольцу Владимиру Юрошу. А на днях казахстанский топ-менеджер стал героем репортажа на телеканале ТСВ, вещающим из Тирасполя.
История в итоговой программе начинается с громких нецензурных выражений и криков Байтазиева, угрожающего убить своего собеседника за то, что тот хотел обнародовать скандальные материалы о нем, найденные в Интернете.
Талгат Байтазиев на фото слева
«Я в шоковом состоянии, когда перед лицом крутят пистолетом и провоцируют на какие-то действия. Такое ощущение, что попал в девяностые годы», — рассказывает Владимир Юрош, один из управленцев энергетической компании, ставший жертвой разборок.
Видео с угрозами попало в интернет, и тогда журналисты всерьез заинтересовались фигурой казахстанца. Тем более что Талгат Байтазиев, который 2004 по 2012 годы занимал пост генерального директора Атырауского нефтеперерабатывающего завода, а потом уехал в Грузию, где возглавил Batumi Industrial Holdings Ltd, с марта 2015 года спасает металлургию Приднестровья.
На крупнейшем налогоплательщике непризнанной республики — Молдавском металлургическом заводе Байтазиев стал генеральным директором. Раньше ММЗ принадлежал «Металлоинвесту» миллиардера Алишера Усманова, но, кроме убытков по двадцать миллионов долларов в год, ничего не приносил, и в 2014 году Усманов передал завод в собственность государства.
«Я не покупал эти бизнес-структуры, они мне достались каким-то образом за долги. У меня есть друг Евгений Васильевич Шевчук — президент он, генерал или кто-то еще, для меня он просто друг. Во время работы он — главнокомандующий, а я выполняю приказания», — говорил Байтазиев в интервью.
В этом же интервью приднестровским журналистам гендиректор уверяет, что «Молдавский металлургический завод работает как часы». Управленец умудрился снизить себестоимость на 40%. Депутат верховного совета Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) Андрей Сафонов говорит, что, скорее всего, важные производственные операции не проводятся, завод работает на износ. «Выжмут соки, а потом руководящие товарищи растворятся как дым», — считает Сафонов.
И, похоже, он недалек от истины. Из расследования журналистов ТСВ становится понятно, как выжимали соки из завода. Став генеральным директором, Талгат Байтазиев в первую очередь полетел в ОАЭ и взял в долг у арабской компании Brik-Oil-FZE и исламского банка 140 миллионов долларов на запуск завода.
На каких условиях были получены и куда делись эти деньги — непонятно. Сегодня завод снова на грани банкротства и просит у государства 20 миллионов долларов на запуск производства.
Между тем журналисты из Приднестровья выяснили, что с Атырауского нефтеперерабатывающего завода гендиректор исчез за месяц до громкого дела, когда главу региона Бергея Рыскалиева обвинили в организации преступной группы и расхищении имущества. Выяснилось, что через завод, которым управлял Байтазиев, проходили потоки нелегальной нефти. После Атырау Байтазиев стал генеральный директором Батумского порта и нефтяного терминала, «дочки» КМГ. В начале 2015 года правоохранительные органы обнаружили там финансовые нарушения, однако руководителя там уже не было.
Зато сын героя, Михаил Байтазиев, периодически шокирует общественность своими роскошными автомобилями. Прошлым летом в Париже в его кортеже заметили уникальный внедорожник стоимостью в миллион евро.
Неудивительно, что в экспертном сообществе все чаще задаются вопросом, а кто вообще такой Талгат Байтазиев. Мы уже упоминали про его свзять с братьями Рыскалиевыми, но ходят и другие разговоры. По версии молдавских журанлистов, на самом деле он человек зятя президента Казахстана Тимура Кулибаева. Якобы с Рыскалиевым у Байтазиева отношения не сложились, причем, говорят, доходило до серьезных конфликтов: Бергей Рыскалиев как-то даже публично отчитал Байтазиева, причем выражения экс-аким Атырауской области особо не выбирал.
Как говорят наши источники в Атырау, бандитом Байтазиев все-таки не был. В 90‑е годы занимался бизнесом. Крышевал его тогда, по слухам, криминальный авторитет по имени Шарифулла. Начальный капитал Байтазиев заработал, женившись на дочери одного из руководителей советского треста. Тесть помог деньгами и связями.
С Тимуром Кулибаевым Байтазиев связался, как говорят, в середине 90‑х, после чего его карьера и бизнес шагнули в гору. Через несколько лет Байтазиева назначают директором Атырауского НПЗ, одного из трех крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в Казахстане.
После громких уголовных дел, заведенных на людей Бергея Рыскалиева, Байтазиева попросили покинуть предприятие, хотя фигурантом дела он не стал. Тем не мнее с бизнесом в Казахстане ему пришлось на время закончить. Но своего человека Кулибаев, похоже, не бросил, и через некоторое время Байтазиева назначили руководить батумским направлением «КазМунайГаза».
За угрозу убийства Владимира Юроша по законам ПМР Талгату Байтазиеву грозит до двух лет лишения свободы.
Мы будет отслеживать ситуацию.
Оригинал статьи: Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА