Жармахан Туякбай прервал «обет молчания». После раскола ОСДП-Азат лидер социал-демократов предоставил в нашу редакцию статью о своем предложении президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву провести Общенародный Курултай.
Да, на самом деле идея Курултая озвучивалась партией РНПК Акежана Кажегельдина еще в конце 90‑х годов. Для этого главе государства нужно-то было собрать за одним столом представителей политических сил и инициировать национальный диалог. Но призывы оппозиции найти общественный консенсус между властью и обществом были проигнорированы Акордой. Затем самой властью создавались подручные круглые столы типа «ПДС» и «НКВД». Но они не были поддержаны истинной оппозицией.
Идея национального диалога сегодня актуальна как никогда. Общество в ожидании, что ответит на нее власть, сумеет ли она сплотить вокруг себя все существенные политические силы Казахстана ради будущего страны. Впрочем, время покажет.
Происходящие в мире политические процессы вновь наглядно демонстрируют, насколько неумолимы закономерности развития авторитарных режимов, к каким трагическим последствиям они приводят. К сожалению, казахстанские реалии не становятся в этом ряду исключением — и текущий год усиливает эту тревогу. Сейчас мы особенно остро чувствуем, как одновременно заходят в глухой тупик все общественно-политические и социально-экономические процессы, как застой и стагнация сменяются явными признаками деградации и разложения — в том числе затрагивающими фундаментальные основы государственности.
В политической сфере потерпела полный исторический крах сама суть казахстанской системы власти — отсутствие разделения властей, сдержек и противовесов, политической конкуренции, режим ситуационных субъективных решений и президентского «ручного управления»! Даже жестко «дозированная» сверху информация о фактах коррупции позволяет составить представление о масштабах и клановой организованности властной преступности. Сама возможность подобных криминальных деяний и их безнаказанность не оставляют сомнений — принцип назначаемости всех должностных лиц, однозначно воспринимаемый ими как право на обогащение в обмен на личную преданность президенту, неизбежно разрушителен для государственности и пагубен для каждого казахстанца! Итоги поистине трагичны — абсолютное недоверие общества к власти, гражданская апатия, правовой нигилизм, отчужденное отношение народа к своему государству!
Еще никогда так не проявлялась абсолютная несостоятельность высшего законодательного и представительного органа — парламента. Даже так называемый «многопартийный парламент» — назначенный Акордой путем фальсифицированных выборов, неминуемо становится еще более обременительной для налогоплательщиков театральной труппой, с распределением ролей на партию власти и «псевдооппозицию». Закономерно, что, несмотря на предвыборные обещания вошедших в его состав партий, мажилис 5‑го созыва за 20 месяцев своей работы не поднял ни одного по-настоящему важного для народа вопроса, зато в избытке штамповал антинародные законы!
Глубоко неконкурентоспособная власть уповает только на один способ решения проблем — репрессии. Именно поэтому в Казахстане усиливается «зачистка» политического поля от любого инакомыслия, вопиюще нарушаются права граждан на свободу слова, собраний и объединений, преследуются независимые СМИ, фактически подвергается цензуре интернет.
Предприняв в последнее время меры по беспрецентному расширению полномочий всех силовых структур, власть окончательно окопалась фактически в «военном лагере» — призванном подавлять свой собственный народ, загнать всех думающих и непокорных в тиски страха и безмолвия!
В итоге пропасть между властью и народом достигла критических пределов. Обостряются межэлитные противоречия, нарастает взрывоопасная масса обездоленного населения в городах — что в условиях полного отсутствия каких-либо идей развития Казахстана в нынешний и «постназарбаевский период» также чревато самыми непредсказуемыми и разрушительными последствиями. Трагические события в Жанаозене в декабре 2011 года, правду о которых Акорда старается любой ценой скрыть от своих сограждан, стали грозным предостережением власть имущим!
Поэтому именно сегодня для нашей страны, как никогда, важно неравнодушие всех казахстанцев, голос гражданского общества, несущий правду о ситуации в стране! И, прежде всего, необходимо признать: сегодняшнее разрастание массовой бедности, вопиющее социальное расслоение, деградация созидательного потенциала общества свидетельствуют о полной исчерпанности «сырьевой» модели развития Казахстана!
Чтобы не быть голословными, давайте обратимся к состоянию экономики, где продолжают нарастать самые тревожные тенденции. Согласно официальным итогам первого полугодия, казахстанский экспорт сократился на 10,8 процента, импорт вырос на 10,3 процента, сальдо текущего счета платежного баланса сократилось сразу на 42,8 процента, а общее сальдо ушло в минус.
Соответственно, по итогам 2012 года дефицит республиканского бюджета составил 906,5 миллиардов тенге, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 57,4 процента. Для его покрытия правительство было вынуждено в нынешнем году из Нацфонда перевести в бюджет 6,9 миллиарда долларов, и с этой же целью впервые обратиться к зарубежным заимствованиям — еще на 1 миллиард долларов. Между тем, на бюджете уже и так висит громадный внутренний долг перед накопительной пенсионной системой — больше полутора триллионов тенге.
При этом Национальный банк с начала текущего года потратил около 1 миллиарда долларов из своих золотовалютных резервов, чтобы обеспечить хотя бы более-менее «плавное» понижение курса тенге. При этом валовый внешний долг Казахстана, обслуживаемый и отдаваемый всей экономикой через повышение роста цен и понижение уровня жизни населения, превысил уже 140 миллиардов долларов и превратился в серьезную проблему, потенциально угрожающую суверенитету страны!
На примере Казахстана мы видим, как в условиях отчужденности общества от вопросов управления государством все больше дистанцируется от запросов и интересов народа и сама экономика, теряющая всякую способность к модернизации!
Год от года государственные активы подвергаются расхищению, бюджетные средства «распиливаются», расходуются неэффективно либо не осваиваются вовсе.
По итогам прошлого года Счетный комитет РК в ходе контроля исполнения бюджета выявил нарушений на сумму 395 миллиардов тенге, а также неэффективное использование почти 220 миллиардов тенге. В 2012 году местные исполнительные органы не использовали и возвратили в республиканский бюджет более 50 миллиардов тенге целевых трансфертов и бюджетных кредитов — при наличии в регионах вопиющих инфраструктурных и социальных проблем!
Именно в ситуации, когда национальная экономика все больше «не чует» под собой страны и нужд ее граждан, становятся возможны вложения колоссальных средств в такие помпезные проекты, как Азиатские игры-2011 (1,65 миллиарда долларов), ЭКСПО-2017 (ориентировочно до 1,8 миллиарда долларов), строительство горнолыжного курорта в урочище Кок-Жайляу (2 миллиарда долларов). Закономерно, что, являясь итогом кулуарных властных решений, эти проекты воспринимаются в обществе, прежде всего, как способ масштабного воровства бюджетных средств.
Крайне непрозрачным и тщательно охраняемым заповедником казахстанской экономики уже в течение 20 лет является нефтедобывающий сектор. Я убежден — при нынешнем состоянии страны сохранение секретности нефтяных контрактов 1990‑х годов, экспортная пошлина на нефть в размере 60 долларов за тонну (при аналогичной пошлине в России более 400 долларов), беспрепятственная возможность сырьевого оффшорного экспорта (по оценкам, таким образом из Казахстана выведено до 130 миллиардов долларов) становятся вызовом всему нашему обществу!
При этом мало того, что казахстанский сырьевой экспорт не облагается НДС (что приводит к ежегодной потере для бюджета почти 12 миллиардов долларов), так еще экспортеры получают от государства компенсацию за внутренний НДС (еще 3, 3 миллиарда долларов в год).
Настоящим историческим провалом нынешней власти стало усугубление сырьевого характера отечественной экономики. Десятки миллиардов долларов, направленные на развитие перерабатывающего и индустриального сектора, не обеспечили никакой адекватной отдачи, не привели к появлению хотя бы одного нового, по-настоящему конкурентоспособного отечественного продукта! В итоге размер ненефтяного дефицита бюджета вырос в прошлом году по сравнению с 2011 годом сразу на 28,7 процента, выпуск инновационной продукции сегодня не превышает 1 процента ВВП, а инновационная активность предприятий составляет всего 5 процентов! При этом страна продолжает интенсивно эксплуатировать доставшуюся в наследство от СССР энергетическую, коммунальную и транспортную инфраструктуру 50—80‑х годов, износ которой достиг 80 процентов и, наряду с острой нехваткой мощностей, стал проблемой жизненной важности!
Я убежден — в таких условиях наша экономика не только не может стать конкурентоспособной в международном плане, но и уже в ближайшее время не способна сохраниться как основа независимости Казахстана!
Главный итог основанной на такой экономике социальной сферы заключается в том, что она придала Казахстану настоящее «родовое клеймо» наиболее неблагополучных стран — укоренение и воспроизводство бедности. По данным независимых экспертов, при сложившейся структуре экономики уже до 40 процентов населения Казахстана практически не имеют шансов выбраться из нищеты и бедности, а еще половина населения обречены балансировать возле порога бедности! Иными словами, после 20 лет развития независимого Казахстана до 90 процентов граждан страны потенциально отчуждены от полноценной жизни и многих благ современного развития! При этом страну буквально разрывает ужасающее имущественное расслоение: когда доходы 10 процентов самых богатых казахстанцев почти в 40 раз превышают доходы такой же доли самых бедных. Бомба, заложенная под весь Казахстан!
Таково полное и безоговорочное историческое банкротство действующей власти и ее авторитарных методов управления, несостоятельность всего выбранного пути социально-экономического развития Казахстана! Это — хищнический, паразитический, спекулятивно-ростовщический капитализм, существующий за счет неравномерности мирового развития и эксплуатации отсталых стран — и поспешно пересаженный на казахстанскую почву в период так называемых «рыночных реформ» 1990‑х годов!
Поскольку в этой системе Казахстану была отведена роль сырьевого и монетарного придатка, этот тип экономики и связанный с ним уклад принес в нашу страну все свои самые худшие издержки, наиболее трагическая из которых — изуродованная душа и самосознание нашего народа! Мировые лидирующие позиции Казахстана по подростковому суициду, убийствам среди молодежи, расцвет культа насилия и «агрессивного потребления» — вот лишь некоторые проявления этой драмы!
Бесконечная, тупиковая погоня за миражами чистогана, размывание идейных опор, морально-нравственных ценностей и вековых духовных традиций казахского народа — все это кричит об одном: «ТАК ДАЛЬШЕ ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ!».
Между тем, множество мировых событий свидетельствует: ХХІ век становится рубежным временем в истории человечества, когда к людям постепенно приходит понимание, что смысл жизни и созидания выражается не в бесконечном накоплении — есть гораздо более важные цели в виде торжества морально-нравственных ценностей, справедливости, свободы, социальной значимости и ответственности каждого члена общества! Именно эта аксиома, имеющая политическое выражение в виде стремления к народовластию, так или иначе, определяет все развитие современного мира!
Исходя из этого, отправной точкой любых реальных изменений в нашей стране могут являться только полноценные и бескомпромиссные демократические реформы!
При этом для будущего Казахстана крайне необходимо, чтобы самые основные демократические реформы (обеспечение честных выборов, прав граждан на свободу слова, собраний и объединений, кардинальное расширение полномочий парламента, введение прямой выборности населением акимов всех уровней, обеспечение независимости СМИ, введение местного самоуправления) были начаты безотлагательно, именно ныне действующим президентом — чтобы сила его авторитета, созданные им сугубо «для себя» рычаги власти и влияния позволили сохранить устойчивость государства в период их осуществления. Я убежден — любой назначенный «сверху» преемник, получив в наследство существующую сегодня политическую систему, с задачей сохранения стабильности в стране в период неизбежных демократических преобразований не справится!
Надежда всегда уходит только с последним дыханием. Поэтому я, несмотря ни на что, считаю своим гражданским долгом продолжать призывать президента страны осознать сегодняшнюю критическую ситуацию в Казахстане, свою колоссальную ответственность перед согражданами и историей — приступить, наконец, к реальному демократическому обновлению государства!
Реформы ни в коем случае не должны носить клановый и половинчатый характер, порождать раскол и скатывание в дестабилизацию — напротив, именно идея всестороннего обновления Казахстана на основе нравственности, свободы и справедливости способна по-настоящему сплотить наше общество! Вот почему стране, как воздух, необходима постоянная «территория» свободного общественного мнения — платформа будущего народовластия, на которую, в частности, мог бы опираться глава государства, начиная модернизацию!
Исходя из этого, я вижу одной из важнейших своих задач работу над созывом Общенародного Курултая! Целью этого форума должно стать достижение консенсуса всех слоев общества, всех общественно-политических сил во имя стабильного развития и качественной модернизации Казахстана.
Кроме содействия политическим реформам, именно Курултаю предстоит разработать и предложить президенту четкую программу социально-экономических преобразований. Их основные направления сама жизнь делает безальтернативными — сокращение сегодняшнего вопиющего социального расслоения, увеличение прожиточного минимум до его реального современного значения, действенные меры по сокращению безработицы и поддержке «самозанятых». Это также — обнародование условий всех закрытых контрактов, заключенных правительством с иностранными нефтяными компаниями в 1990‑х годах, установление режима их справедливого налогообложения, прекращение оффшорного экспорта, полная прозрачность работы экспортных компаний, обеспечение справедливого тарифообразования естественных монополий, полное освобождение МСБ, работающего в сфере инноваций, индустрии и сельского хозяйства, от налогообложения сроком на 5 лет.
В этом же ряду — отмена не оправдавшего себя Земельного кодекса, возвращение всех сельскохозяйственных земель во владение государства, предоставление каждому желающему сельчанину участка в бессрочное и безвозмездное пользование, создание за счет госбюджета современных инновационных товарных хозяйств, введение постоянного госзаказа на обеспечение населения важнейшими продуктами питания, полное обустройство сельских территорий.
В числе важнейших реформ, на мой взгляд, также — кардинальное усиление мониторинга состояния окружающей среды и ужесточение наказаний за наносимый ей вред, обеспечение приоритета экологической безопасности при осуществлении любого международного сотрудничества, принятие нового, нацеленного на защиту работников Трудового кодекса, обязательное образование полномочных независимых профсоюзов, меры по развитию науки, культуры, реальное и стимулирующее обучение населения государственному языку.
Таковы общие контуры будущей работы Общенародного Курултая, основой которого должна стать политическая и гражданская воля, осознание исключительной ответственности, которая ложится на президента страны и всех казахстанцев в этот переломный момент развития. Если же власть, вновь движимая слепым инстинктом страха, не решится на проведение реформ, именно Курултай должен принять на себя лидерство в их осуществлении!
И я верю — скоро наступит день, когда за одним столом, отбросив амбиции и подозрения, соберутся представители всех общественно-политических сил и неравнодушные граждане страны, которые решительно заявят: «Мы, народ Казахстана…».
Источник: «Общественная позиция» (проект «DAT» № 31 (207) от 19 сентября 2013 года
Читать оригинал статьи: