Не успели просохнуть чернила на указе главы государства о реорганизации правительства, как внутриведомственная «война» в Министерстве внутренних дел Казахстана вышла на новый уровень. По словам наших источников, исключительно по вине «жанаозенского мясника» — нынешнего министра МВД.
Прогнозируя, что присоединение МЧС к МВД и назначение Владимира Божко заместителем Калмухамета Касымова резко обострит противостояние между главой ведомства и теми, кто претендует на его место, мы не ожидали, что наши предсказания сбудутся так скоро.
Дело в том, что Касымов, видимо, чувствуя себя «хромой уткой» и понимая, что его время заканчивается, решил подзаработать на реорганизации. Поэтому через доверенных лиц начал взимать «комиссионное вознаграждение» за переназначение на должности сотрудников бывшего МЧС, не забывая при этом продвигать свои кадры.
Понятно, что это вызвало среди бывших подчиненных Владимира Божко большое недовольство, хотя, строго говоря, и у них рыльце в пушку. Плюс у бывшего министра по чрезвычайным ситуациям возникли собственные проблемы, заключающиеся в том, что он потерял свои прежние заработки и подработки.
По словам нашего информатора, ранее Владимир Карпович находился на довольствии «евразийцев», то есть трех миллиардеров — совладельцев ENRC, получая от них ежемесячную мзду за прикрытие многочисленных предприятий, офисов и структур этой корпорации от наездов пожарников, техинспекторов и прочих проверяющих.
Плюс Божко лишился возможности зарабатывать на госзаказах, которых у МЧС было с избытков, поскольку оно закупало работы, услуг и продукцию не только для себя, но и для ряда крупных инвестиционных проектов, вроде строительства Коксарайского контр регулятора для Шардаринского водохранилища в Южно-Казахстанской области.
В результате Калмуханбет Касымов обрел в своем министерстве нового врага, причем куда более влиятельного и серьезного, чем Алик Шпекбаев и Ерлан Тургумбаев. Во-первых, потому что Владимир Божко пользуется доверием «лидера нации», который к нему прислушивается, во-вторых, потому что его поддерживает Нуртай Абыкаев.
Более того, по Астане пошли слухи, что нынешний председатель КНБ уже пообещал бывшему первому зампреду КНБ повышение до должности руководителя одной из силовых структур. А учитывая, что АБЭКП ликвидирован, а свою должность Абыкаев вряд ли отдаст, речь идет о кресле министра внутренних дел.
По словам нашего источника, отставка Калмуханбета Касымова тем вероятнее, что тема Жанаозена является одной из самых болезненных во взаимоотношениях Акорды с Европейским союзом, а назначение русского главой МВД было бы хорошо воспринято в Москве, плюс резко ослабило бы межклановые войны в данном ведомстве.
Как нам сообщили, генерал-лейтенант Касымов все это прекрасно понимает, поэтому уже поручил ряду своих приближенных из числа оперативных сотрудников МВД начать сбор компрометирующих материалов на Владимира Божко. В частности речь зашла о контактах последнего с ныне покойным Анатолием Адамовым.
Новое поколение наших читателей о нем наверняка не знает, зато в узких кругах казахстанских спецслужб он хорошо известен. Полковник ГРУ МО РК был тесно связан с бандой подполковника полиции Евгения Соболевского, состоявшей из действующих и бывших сотрудников правоохранительных структур.
По словам информированных лиц, прежде эта бандгруппа использовалась Акордой для физического устранения криминальных авторитетов, благодаря чему казахстанские власти, в отличие от российских коллег, смогли не допустить в стране того кошмара, который творился в России в девяностых годах прошлого столетия.
Позднее эта банда начала крышевать таможенный пост «Хоргос» и другие пункты пропуска китайского импорта, однако в 2002 году была разгромлена сотрудниками КНБ в результате масштабной, резонансной и жесткой спецоперации. Адамова задержали раньше по другому громкому делу — о заказном убийстве генерального директора РГП «Казспецэкспорт» Талгата Ибраева в Алматы.
Поскольку Анатолий Адамов в ГРУ МО РК пришел из КГБ СССР, а Владимир Божко кадровый чекист, причем оба специализировались на контрразведке, то не удивительно, что они были знакомы и тесно общались.
По словам еще одного нашего источника, в 1997—1998 годах они участвовали в оперативных мероприятиях по изобличению китайских шпионов, которые попытались добыть секретные чертежи и техническую документацию на торпеды, выпускавшиеся на заводе им. Кирова в Алматы.
Судя по всему, Калмуханбет Касымов, полицейский до мозга костей и сам неплохой оперативник, знает или подозревает, что Адамова ( кстати, скоропостижно скончавшегося в колонии от болезни сердца вскоре после того, как он согласился дать чистосердечные показания) и Божко связывают какие-то тайны. И хочет эти тайны раскопать.
Так что мы не удивимся, узнав, что бывший первый зампред КНБ и экс-министр МЧС натворил что-нибудь этакое, что делает его государственным преступником, изменником и врагом народа.
Равно и тому, что разоблачению подвергнется нынешний министр МВД. В общем, поживем и посмотрим, кто в этом террариуме выживет.