Дипломаты посольства Казахстана в Испании пытались провести встречу с судьями Национального суда, которые должны были принять решение в отношении запроса о выдаче этой стране 37-летнего оппозиционера Александра Павлова — попытка, которую судебные источники назвали “неуместной, аномальной, ненормальной и неприемлемой”. Об этом пишет влиятельная испанская газета EL PAIS.
15-го числа этого месяца Совет министров согласился экстрадировать Павлова, но благодаря апелляции, поданной его адвокатами, экстрадицию в настоящее время удалось приостановить.
Пленум по уголовным делам Национального суда 10 голосами против 7 постановил экстрадировать Павлова, руководителя службы безопасности Мухтара Аблязова, олигарха и основного лидера оппозиции, выступающей против президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Судьи, проголосовавшие против экстрадиции, представили особое мнение, в котором они утверждают, что “это случай является политическим преследованием под видом запроса о выдаче в связи с совершением общеуголовных преступлений”, и предупреждают, что могут быть нарушены основные права Павлова.
Попытка казахстанских дипломатов в Испании связаться с некоторыми из судей, которые принимали участие в вынесении решения о будущем Павлова, была отвергнута судьями, и дело дошло до президента Национального суда, Анхеля де Хуанеса; в конце концов Бакыт Дюссенбаев, посол этой постсоветской республики в Испании, обратился к нему с просьбой о проведении встречи.
Хотя де Хуанес признает, что встреча состоялась, пресс-секретарь посольства Казахстана в Мадриде утверждает, что “ни один дипломат из посольства не обращался в национальный суд ни сегодня, ни когда бы то ни было. Там была полная независимость, без всякого вмешательства”.
Президент Национального суда вспоминает об этом следующим образом: “Действительно, посол встретился со мной. Я принял его в моем офисе. Встреча продолжалась шесть или семь минут. Он сказал мне, что они были очень обеспокоены и заинтересованы в этом деле. Я сказал ему, что экстрадиция оформляется, что это являлось вопросом юрисдикции, и что Национальный суд примет меры в соответствии с законом законодательством и правовыми инструментами “.
Является ли нормальной практикой для посла посещение им Национального суда с тем, чтобы выяснить вопросы, относящиеся к запросу об экстрадиции, направленному его страной? “Нет, не является”, отвечает Де Хуанес.
Судебные источники, которым было известно о предыдущих попытках других дипломатов посольства Казахстана связаться с некоторыми судьями, которые должны были принять решение по этому делу об экстрадиции, указывают, что они “поражены” тем, что произошло, определяют эти действия как “неэтичные”, и утверждают, что “в нашей судебной культуре, это является недопустимым инцидентом”. Они прямо называют их попыткой оказать давление.
Бакыт Дюссенбаев, посол Казахстана в Мадриде, также пытался получить информацию в Министерстве юстиции. Дипломат встретился с Анхелем Льоренте, генеральным директором Департамента международного сотрудничества по праву и по делам религий. “Я получил несколько звонков и встретился с ним. Они спросили, имелась ли у нас информация относительно того, было ли уже принято решение Национальным судом. Мы предоставили им общую информацию о судебном разбирательстве, не содержащую ничего по существу дела. Никакого давления не оказывалось”.
Льоренте подчеркивает, что в политической сфере такие контакты являются частыми, и добавляет, что он также принял представителей Фонда “Открытый диалог”, которые вместе с другими неправительственными организациями, такими как организация “Международная амнистия”, подвергают критике передачу телохранителя и заявляют, что режим Назарбаева содержит десятки политзаключенных в тюрьмах, в которых применяются пытки.
“Открытый диалог” подтвердил многочисленные случаи пыток, применявшихся в условиях режима страдающего манией величия 73-летнего президента Назарбаев — в Астане выставлено множество его портретов — который управлял страной железной рукой в течение 22 лет.
В октябре прошлого года, через два месяца после подписания договора об экстрадиции, президент Мариано Рахой и представители крупных испанских компаний посетили Казахстан с целью открытия новых рынков. Страна с населением 17 миллионов и площадью два с половиной миллиона километров — что в пять раз больше площади Испании — является одной из наиболее популярных стран в силу своих природных ресурсов таких как уран, нефть, природный газ и хлопок.
В 2012 году солдаты Назарбаева убили 16 человек в Жанаозене в ходе забастовки рабочих нефтеперерабатывающего завода. В своих показаниях Роза Тулетаева, 47-летний лидер рабочих, рассказала суду, что во время допросов ее подвесили за волосы она задыхалась с надетым на голову мусорным пакетом, в то время как один из агентов засовывал ей в анус железный прут, заявив: “Здесь находятся моя семья и мои соседи. Мне стыдно сказать, что они со мной делали”.
Льоренте говорит, что власти Казахстана заверили, что Павлову будет предоставлено справедливое судебное разбирательство и что они предоставили гарантии того, что он не будет подвергаться пыткам. Однако в особом мнении семи судей, которые выступили против решения об экстрадиции Павлова, указывается, что “Двусторонние дипломатические гарантии не являются юридически обязывающими, и не имеется каких-либо действенных средств, позволяющих обязать другую сторону соблюдать их, или производить расследование возможных нарушений соответствующих прав”.
Это мнение было представлено Рамоном Саэзом Валькарселем, Мануэль Фернандес де Прадо, Терезой Паласиос, Хавьером Мартинес Ласаро, Антонио Диасом Дельгадо, Хосе Рикардо де Прада и Кларой Байарри.
В отчете Centro Nacional de Inteligência ( CNI Испанского национального разведывательного центра), заказанного Управлением по предоставлению убежища и беженцам, подписанном Беатрис Мендес де Виго, генеральным секретарем, указывается, что Павлов является потенциально опасным, но также указывается, что “следует отметить, что информация, полученная в результате консультаций и источники не считаются достаточно надежными, что не позволяет выполнить полностью достоверную оценку степени этой потенциальной опасности. Что касается обвинения в терроризме, это не представляется возможным проверить в силу отсутствия соответствующей информации”.
В прошлый четверг, Отдел по административным процессам Государственного суда приостановил передачу и экстрадицию Павлова после того, как его адвокаты подали апелляцию по этому делу в Европейский суд по правам человека. Его адвокаты, Мария Коста и Игнасио Диас де Агилар, указывают, что правительство пыталось скрыть это решение с тем, чтобы предотвратить своевременную подачу ими апелляции, и Павлов не был проинформирован о решении Совета министров несмотря на то, что закон обязывает предоставить ему эту информацию. Представитель Департамента юстиции утверждает, что в прошлый понедельник Национальный суд, Министерство иностранных дел, полиция и Павлов были проинформированы о соглашении, но последний отрицает, что был проинформирован.
Источник: EL PAIS (Испания)