Из информации, присланной анонимным источником на почту Telegram-канала «Нурсултанский соловей», следует, что в настоящее время Генеральной прокуратурой Казахстана рассматривается вопрос об изменении процессуального статуса бывшего главы МВД Казахстана Ерлана Тургумбаева по итогам проведенных с ним следственных действий, напрямую связанных с трагическими «январскими событиями».
Ожидается, что Тургумбаеву будет предъявлено обвинение сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса. В частности, по ст. 361 УК РК «Злоупотребление должностными полномочиями», ст. 362 УК РК «Превышение власти или должностных полномочий» и ст. 370 УК РК «Бездействие по службе, повлекшее тяжкие последствия», после чего бывшему главе МВД Казахстана будет избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, что продиктовано не только тяжестью совершенных Тургумбаевым деяний, но и опасениями, связанными с тем, что бывший глава МВД Казахстана может предпринять попытки скрыться от правосудия. Тем более, что возможность выехать за пределы Казахстана у Тургумбаева имеется и в личном порядке, бывший главы МВД Казахстана является обеспеченным человеком и обладателем недвижимости в ОАЭ, и в служебном, Тургумбаев работает в региональной антитеррористической структуре Шанхайской Организации сотрудничества (ШОС) в должности советника руководителя организации, и такого рода деятельность подразумевает служебные командировки за пределы Казахстана.
Напомним, что ранее Генеральная прокуратура Казахстана официально подтвердила информацию о том, что бывший глава МВД Казахстана был допрошен в ходе следственных действий, напрямую связанных с трагическими «январскими событиями», при этом несмотря на распространившуюся официальную информацию, в Генеральной прокуратуре Казахстана не уточнили процессуальный статус Тургумбаева на момент допроса. Однако, как утверждает целый ряд слухмейкеров в правительственных коридорах казахстанской столицы, на момент допроса Тургумбаев оставался лишь в статусе свидетеля. Впрочем, при этом в рамках досудебного расследования с него все же была взята подписка о невыезде с территории Казахстана.
Очевидно, что изобличающие Тургумбаева показания были даны его непосредственными подчиненными, среди которых бывший начальник Департамента полиции Алматинской области Серик Кудебаев, который, будучи приговоренным к 10 годам лишения свободы, отбывает наказание в исправительном учреждении №22 в Восточно-Казахстанской области Казахстана вместе с племянником первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева – Кайратом Сатыбалды, содержащимся в том же исправительном учреждении и, судя по просочившемуся в сеть Интернет в сентябре 2023 года фотоснимку «праздничного застолья», условия содержания бывшего начальника Департамента полиции Алматинской области близки к «санаторно-курортным».
Изначально Кудебаеву было предъявлено обвинение по ст. 370 УК РК «Бездействие по службе, повлекшее тяжкие последствия», в силу того, что генерал во время январских беспорядков покинул здание областного Департамента полиции, где хранилось оружие, которым впоследствии завладели преступники и провокаторы, которые проявили себя в качестве движущей силы беспорядков практически по всей стране в ходе трагических «январских событий». Однако позднее уголовное дело в отношении Кудебаева было переквалифицировано, и перед судом он предстал уже будучи обвиненным по ст. 362 УК РК «Превышение власти или должностных полномочий» и, как считается, именно в ходе переквалификации Кудебаев дал изобличающие Тургумбаева показания.
Как стало известно ранее, ведущиеся в настоящее время следственные действия, напрямую связанные с трагическими «январскими событиями», затрагивают не только бывшего главу МВД Казахстана Ерлана Тургумбаева, но и других высокопоставленных лиц из числа казахстанских правоохранителей, включая бывшего начальника полиции города Талдыкорган Аскара Нурсапу и бывшего начальника полиции Карасайского района Болата Тотыбаева, а также иных лиц, вероятно, причастных к формированию искаженной картины происходящего в январе 2022 года, когда эти лица совместно с Тургумбаевым занимались тем, что в буквальном смысле запугивали главу казахстанского государства последствиями беспорядков в Алматы и других регионах.
Так, например, известно, что именно с подачи Тургумбаева Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым была названа цифра в 20 тыс. бандитов, напавших на Алматы. Эта информация была озвучена Токаевым, и при этом глава государства не подозревал, что речь идет о его сознательной дезинформации, которую в дальнейшем подтвердил бывший глава КНБ Казахстана Карим Масимов, осужденный за государственную измену, попытку насильственного захвата власти, превышение власти и должностных полномочий.
По итогу этого заявления Токаев оказался скомпрометированным в общественно-политическом пространстве Казахстана, хотя в целом действовал последовательно и предпринимал все усилия для стабилизации ситуации в стране, даже несмотря на то, что по вине Тургумбаева и Масимова не обладал всей полнотой информации о происходящем на территории Казахстана, и в итоге принял все необходимые решения, направленные на предотвращение попытки государственного переворота, отказавшись уйти в отставку.
И формально в связи с этими действиями, выражавшимися в целенаправленной дезинформации и сознательным введением в заблуждение действующего главы государства, уголовное дело в отношении Тургумбаева, так же, как и уголовное дело в отношении Масимова, должно рассматриваться в рамках расследования фактов государственной измены, попытки насильственного захвата власти, превышения власти и должностных полномочий. Однако у Генеральной прокуратуры Казахстана, по всей видимости, есть свои доводы и аргументы в пользу того, что Тургумбаев виновен лишь в злоупотреблении должностными полномочиями, превышении власти и бездействии – непринятии должных мер для обуздания вооруженных протестующих и преступной группы, орудовавшей на территории Алматы в дни трагических «январских событий» под руководством Армана Джумагельдиева, более известного как «Дикий Арман», а также представителей так называемого салафитского бандподполья, связанные с племянником первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева – Кайратом Сатыбалды.
Вместе с тем, очевидно, что будучи членом так называемого «шапраштинского клана», одним из ближайших соратников и фактически родственником первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева – бывший глава МВД Казахстана Ерлан Тургумбаев не мог не знать о том, что трагические «январские события» являются ничем иным, как сознательной попыткой государственного переворота, а значит, действовал на стороне заговорщиков и мог являться одной из ключевых фигур, намеренных осуществить государственный переворот.
Косвенно на это указывает то, что в ходе развернувшихся в январе 2022 года беспорядков Тургумбаев вел себя крайне непоследовательно, а его подчиненные проявили удивительную беспечность и нерешительность, не принимая мер реального противодействия. Также именно на утверждениях и документах, составленных Тургумбаевым, действующему Президенту Казахстана докладывали о готовящемся штурме протестующими и вооруженными представителями так называемого салафитского бандподполья, казахстанской столицы и непосредственно Акорды, чего в итоге, как известно, не произошло, а значит, Тургумбаев и иные заинтересованные лица пытались таким образом не только ввести Президента в заблуждение, но и вынудить его покинуть столицу Казахстана.
Впрочем, Генеральной прокуратуре Казахстана в настоящее время в действительности предстоит не только рассмотреть вопрос об изменении процессуального статуса бывшего главы МВД Казахстана по итогам проведенных с ним следственных действий, напрямую связанных с трагическими «январскими событиями», но и все-таки доподлинно установить его истинную роль в этих событиях. Кроме того, как утверждают все те же слухмейкеры в правительственных коридорах казахстанской столицы, Генеральной прокуратуре Казахстана также предстоит доподлинно установить и истинную роль в трагических «январских событиях» нынешнего министра обороны Казахстана, а на тот момент – январь 2022 года – заместителя главы МВД Казахстана и главнокомандующего Национальной гвардией Казахстана Руслана Жаксылыкова, также отметившегося бездействием и непринятием должных мер для обуздания вооруженных протестующих и представителей салафитского бандподполья.
Источник: Datnews