За внушительными металлическими дверями офисного здания в пригороде Нью-Йорка, которое легко не заметить, небольшая команда управляет миллиардами долларов для российского олигарха.
По словам людей, знакомых с этим вопросом, в течение многих лет группа богатых россиян использовала Concord Management LLC, финансовую консалтинговую компанию в Тэрритауне, штат Нью-Йорк, для тайного инвестирования денег в крупные американские хедж-фонды и частные инвестиционные компании.
Сеть оффшорных подставных компаний затрудняет определение того, чьими деньгами управляет Конкорд. Но несколько человек сказали, что основная часть средств принадлежит Роману Абрамовичу, близкому союзнику президента России Владимира Путина.
Concord является частью группы американских и европейских консультантов, включая некоторые из крупнейших в мире юридических фирм, которые уже давно помогают российским олигархам ориентироваться в западном финансовом, юридическом, политическом и медийном ландшафте.
Теперь, когда санкции США и Европы нацелены на тех, кто близок к Путину, фирмы ломают голову над тем, что делать с этими прибыльными, но противоречивыми клиентами.
Многие их бросают. Некоторые, кажется, придерживаются их. Другие не скажут, что они делают.
В то же время юристы и инвестиционные консультанты находятся под пристальным вниманием из-за работы, которая несколькими неделями ранее почти полностью оставалась незамеченной общественностью.
Concord, представители которой отказались от комментариев, привлекла внимание следователей Конгресса. В среду депутат написал администрации Байдена письмо с просьбой заморозить средства Абрамовича в Concord.
В Великобритании, где существует процветающая индустрия адвокатов, специализирующихся на сокрытии активов, законодатели выступили в парламенте, чтобы осудить юристов и юридические фирмы, которые продолжают работать с олигархами.
С юридической точки зрения, по крайней мере, нет ничего плохого в том, чтобы работать на компании, частные лица или правительства, находящиеся под санкциями, при условии соблюдения определенных правил.
В Соединенных Штатах юристам разрешено представлять клиентов, находящихся под санкциями, в суде или перед государственными органами, и они также могут консультировать их по соблюдению санкций. Лоббисты и фирмы по связям с общественностью должны получить лицензии от Министерства финансов, чтобы представлять организации, подпадающие под санкции.
По словам людей, знакомых с отраслью, в результате бюрократических препон и репутационных рисков текущие ставки для юридических и лоббистских фирм, представляющих попавших под санкции олигархов, выросли до миллионов долларов.
Для многих фирм зарплаты недостаточно, чтобы компенсировать потенциальный репутационный ущерб от работы на олигархов, связанных с Кремлем. Несколько западных лоббистских, юридических и пиар-фирм недавно отказались от своих клиентов или операций в России.
Представитель юридической фирмы Skadden Arps заявил, что она «закрывает наши представительства в Альфа-банке», компании, находящейся под санкциями и контролируемой олигархами. (Скадден также представляла интересы Абрамович, миллиардера, владельца английского футбольного клуба «Челси», но она не сказала, продолжается ли эта работа.)
Международные юридические фирмы Linklaters и Norton Rose Fulbright заявили, что покидают Россию. Представитель другой крупной фирмы, Debevoise & Plimpton, заявил, что она прекращает отношения с несколькими клиентами и не будет брать новых клиентов в Москве. Ashurst, крупная лондонская юридическая фирма, заявила, что не будет «действовать в интересах новых или существующих российских клиентов, вне зависимости от того, подпадают они под санкции или нет».
Бухгалтерские гиганты PWC, KPMG, Deloitte и EY, которые оказывали обширные услуги олигархам и их сетям офшорных подставных компаний, также заявили, что покидают Россию или разрывают связи со своими местными филиалами.
Некоторые фирмы расстались с российскими клиентами, которых они расхваливали в дни, предшествовавшие вторжению.
В прошлом месяце бывший чиновник Министерства финансов, ставший лоббистом, написал письмо в Белый дом, утверждая, что российский Совкомбанк не должен подвергаться санкциям, ссылаясь на приверженность банка гендерному равенству, экологической и социальной ответственности.
Совкомбанк согласился платить лоббистской фирме Mercury Public Affairs 90 000 долларов в месяц за ее работу.
Администрация Байдена недавно ввела санкции против Совкомбанка. Через несколько часов после объявления Mercury подала документы в Министерство юстиции, в которых указывалось, что она расторгает контракт с Совкомбанком.
Еще в середине февраля британская юридическая фирма Schillings представляла интересы российского олигарха Алишера Усманова, давнего союзника Путина.
Две недели спустя Европейский союз и Минфин США ввели санкции против Усманова. Найджел Хиггинс, представитель Schillings, сказал, что фирма «не действует от имени каких-либо физических или юридических лиц, находящихся под санкциями».
Другой адвокат, Томас Клэр, писал письма с угрозами в новостные организации от имени клиентов, в том числе российского олигарха Олега Дерипаски. В 2019 году, например, он предупредил, что может попытаться привлечь The New York Times к «ответственности за катастрофический экономический ущерб» Дерипаски, который в то время находился под санкциями.
На этой неделе Клэр заявил, что его фирма Clare Locke LLP не работала на Дерипаску с сентября, «и мы не предвидим, что будем делать это снова в будущем».
Российские компании, такие как «Роснефть», ВТБ, Альфа-банк, «Газпром» и Сбербанк, которые сейчас находятся под санкциями, представляли ведущие американские юридические фирмы, включая White & Case, DLA Piper, Dechert, Latham & Watkins и Baker Botts.
Ни одна из этих фирм не сказала, работают ли они до сих пор с российскими компаниями.
Baker McKenzie, одна из крупнейших в мире юридических фирм, продолжает указывать на своем веб-сайте, что представляет интересы «некоторых крупнейших российских компаний», включая «Газпром» и ВТБ. Фирма заявила, что «пересматривает и корректирует наши операции, связанные с Россией, и работу с клиентами» в соответствии с санкциями.
В Вашингтоне Эрих Феррари, ведущий юрист по санкциям, подает в суд на Минфин США от имени Дерипаски, который добивается отмены санкций, наложенных на него в 2018 году, которые, как он утверждает, обошлись ему в миллиарды долларов и сделали его «радиоактивным» в международном бизнесе. круги.
А лоббист Роберт Стрык сказал, что у него недавно были разговоры о представлении нескольких российских олигархов и компаний, находящихся под санкциями. Ранее он представлял интересы клиентов, против которых введены санкции, включая администрацию президента Венесуэлы Николаса Мадуро и бывшего президента Конго Джозефа Кабилы.
Стрик сказал, что рассмотрит возможность выполнения этой работы, если министерство финансов предоставит ему необходимые лицензии и если потенциальные клиенты выступят против российской агрессии в Украине.
Concord Management, представители которой отказались от комментариев, похоже, почти полностью занимается управлением деньгами небольшой горстки сверхбогатых россиян.
Незарегистрированная инвестиционная компания работает с 1999 года, в ней работает около двух десятков человек. Он специализируется на инвестировании в хедж-фонды и фонды недвижимости, управляемые частными инвестиционными компаниями, согласно онлайн-профилям нынешних и бывших сотрудников Concord.
Банкиры с Уолл-стрит и менеджеры хедж-фондов, которые взаимодействовали с Concord и ее основателем Майклом Матлином, заявили, что они контролируют от 4 до 8 миллиардов долларов.
Неясно, какая часть из них принадлежит Абрамовичу, состояние которого оценивается в 13 миллиардов долларов.
Абрамович не подвергался санкциям. Его пресс-секретарь Рола Брентлин отказалась комментировать Concord.
На протяжении многих лет Concord направляла деньги своих клиентов в ведущие финансовые институты: глобальную инвестиционную компанию BlackRock, частную инвестиционную компанию Carlyle Group и фонд, управляемый Джоном Полсоном, который, как известно, предвидел крах рынка жилья в США. Concord также инвестировала в Бернарда Мэдоффа, который умер в тюрьме после того, как был осужден за обширную схему Понци.
Другим получателем денег Concord была Бреван Ховард, многомиллиардная европейская хедж-фондовая компания. Источник, знакомый с этим вопросом, сообщил, что Бреван Ховард готовится вернуть средства компании Concord, которая больше не будет ее клиентом.
В письме, отправленном в среду генеральному прокурору Меррику Гарланду, член палаты представителей Стив Коэн, штат Теннеси, написал, что он «недавно получил информацию из надежных источников в финансовой индустрии» о том, что Конкорд контролирует миллиарды долларов для Абрамовича.
Коэн, сопредседатель комиссии по европейской безопасности, потребовал, чтобы правительство США наложило санкции на Абрамовича и конфисковало активы Concord, «поскольку эти кровавые деньги представляют риск бегства».
Работа, выполняемая юридическими, лоббистскими и пиар-фирмами, часто осуществляется публично или раскрывается в файлах юридических или иностранных агентов, но это редко имеет место в финансовой сфере.
В то время как российские олигархи попадают в заголовки таблоидов из-за того, что раскошеливаются на экстравагантные суперяхты и роскошные дома, их более крупные инвестиции часто происходят вне поля зрения общественности благодаря в значительной степени невидимой сети финансовых консультационных фирм, таких как Concord.
Менеджеры хедж-фондов и их советники заявили, что начинают изучать свои списки инвесторов, чтобы выяснить, не подпадают ли какие-либо клиенты под санкции. Если это так, их деньги должны быть разделены и раскрыты Министерству финансов.
Некоторые хедж-фонды также рассматривают возможность возврата денег олигархам, которые не попали под санкции, опасаясь, что россияне вскоре могут стать мишенью для властей США и Европы.
«Последствия санкций, наложенных на Россию и ее олигархов, распространяются по сообществу частных фондов», — сказал Рон Геффнер, юрист, консультирующий хедж-фонды.
В то время как фирмы предпочитают держать свою работу с сомнительными клиентами в тайне, утечка информации в 2017 году позволила взглянуть на то, как западные фирмы помогали российским олигархам скрывать активы, и что происходило, когда эти клиенты подвергались санкциям.
Утечка, являющаяся частью проекта Paradise Papers, касалась файлов юридической фирмы Appleby на Бермудских островах. По меньшей мере четыре клиента владели частными самолетами через подставные компании, которыми управляет Appleby.
Когда в 2014 году к компаниям и частным лицам, связанным с Путиным, были применены санкции, Appleby избавилась от клиентов, которые, по ее мнению, пострадали.
Русские нашли другие западные фирмы, в том числе Credit Suisse, чтобы помочь заполнить образовавшуюся пустоту.
Бен Фриман, который отслеживает иностранное влияние для Института ответственного государственного управления Куинси, сказал, что русские, вероятно, и на этот раз найдут новые фирмы.
«Существует первоначальная негативная реакция, когда эти клиенты слишком токсичны», — сказал Фриман. «Но когда появляются эти выгодные контракты, для некоторых людей это становится слишком много, и они могут закрывать глаза на любое злодеяние».
Источник: https://www.ekathimerini.com/