О том, как бывший канцлер Австрии Альфред Гузенбауэр пытался склонить немецких политиков к сотрудничеству с режимом Назарбаева, в очередной разоблачительной статье рассказал австрийский журнал «Пофиль». Издание ссылается на переписку экс-канцлера с адвокатом Габриэлем Лански, давно уже известного на Западе как лоббиста казахской власти.
Оказывается, бывший австрийский канцлер не только сам работал на Акорду, но и активно пытался «завербовать» в клуб европейских друзей Казахстана бывших немецких чиновников, пишет «Профиль», напоминая, что с июня 2010 года Альфред Гузенбауэр занимает должность руководителя «Независимого международного консультативного комитета» (НМКК), который финансируется казахской стороной, а его годовая зарплата — 400 тысяч евро.
В распоряжении журнала попали документы согласно которым, с 2010 года господа Гузенбаэур и Лански (читайте «Опричники Акорды. Близкий друг Лански») склоняли к сотрудничеству высокопоставленных немецких чиновников, среди которых экс-министр иностранных дел Германии Йошка Фишер, экс-канцлер Герхард Шредер и даже бывший президент ФРГ Хорст Келер. Никто из них не был прямо уличен в каком-либо сотрудничестве с казахским режимом, хотя Шредер и Келер были весьма близки к этому, отмечает издание, и приводит доказательства.
21 июня 2010 года Габриэль Лански отправляет письмо сразу нескольким получателям офиса НМКК: «Сделайте, пожалуйста, новую версию (контракта советника) для Герхарда Шредера вместо Йошки Фишера…”. И вскоре получает ответ: «У нас есть пока только набросок для контракта Герхарда Шредера, кроме того, вопрос по сумме его гонораров, остается открытым…».
Имя Шредера фигурирует и в другом документе — письме от 2 ноября 2010 года, где говорится о том, что в отличие от других членов НМКК услуги бывшего канцлера будут оплачиваться не казахстанским фондом общественного благосостояния «Самрук-Казына», а через адвокатскую контору Lansky LGP. Компания выступает в качестве координатора по одному из проектов НМКК.
«В обмен на услуги Герхард Шредер как член НМКК должен получать ежегодную заработную плату в в размере 300,000.00 Фонд «Самрук-Казына» переводит эти средства на счет LGP, а компания переводит их на банковский счет Шредера», — написано в соглашении, оказавшемся в распоряжении редакции журнала.
Как известно, напоминает в связи с этими письмами издание, Шредер отрицает все обвинения в свой адрес и говорит, что не был членом консультативного совета, никогда не работал на казахский режим и, следовательно, никаких денег не получал, но признает, что принимал участие в двух встречах в Вене и Астане.
Продолжая хронологию событий, редакция приводит письмо от 29 января 2011 года, в котором речь идет о публикации членами НМКК платных материалов по проекту «Сжиженный газ». В первом квартале 2011 года они получили вознаграждения — Гузенбауэр (104000), Квасневский (75000 евро), Проди (75000), бывший министр иностранных дел Испании Марселино Ореха (75000 евро), но ничего не сказано о гонорарах Герхарда Шредера. Судя по одному из писем, про него просто забыли. «Про доктора Шредера я пропустил, потому что не совсем понимаю, как его услуги, оплачиваются», — говорится в письме на эту тему.
Похоже, с членством и оплатой услуг Шредера в НМКК действительно произошли некоторые недоразумения: то ли казахская сторона не оплатила вовремя, то ли фирма Лански «зажала» гонорар. Майкл Nesselhauf, адвокат Шредера, заявил, что последний за свои услуги ничего не получал и, скорее всего, счет будет выставлен конторе Габриэля Лански.
Судя по бурной переписке, в марте 2011 года Шредер отказался от членства в НМКК, и ему срочно стали искать замену. Но прошло несколько месяцев, прежде чем она была найдена — на его место должен был прийти Хорст Кёлер, девятый президент ФРГ.
В ноябре 2011 года Альфред Гузенбауэр написал Кёлеру письмо, предложив ему сотрудничество, и попросил его о встрече в декабре. 30 декабря 2011 года бюро адвоката Габриэля Лански подписывает с ним контракт, который был отправлен по электронной почте для ознакомления в берлинский офисе Келера.
В документе значится, что «федеральный президент в отставке д‑р Хорст Кеплер должен получать за свои услуги 300 000 евро в год, которые будут поступать из Казахстана», и он обязуется участвовать на заседаниях НМКК как специальный гость. Как выяснилось, особым пожеланием Келера был непрямой контакт с казахской стороной. То есть он отлично понимал, с кем будет иметь дело и от кого собирается получать вознаграждение.
Тем не менее 3 июня 2012 года контракт был подписан, но 30 июля 2012 года он покидает «почетное членство», так как получает мандат консультанта ООН.
«И Шредер, и Келер были прекрасно осведомлены, что гонорары им будут платить из Казахстана, но не хотели напрямую иметь дела с режимом Назарбаева. Кто он, государственный деятель или диктатор, — наверное, зависит от того, кому ты задашь этот вопрос», — завершают свою статью журналисты «Профиля».