Очередное заседание Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией (РОСБК) при партии “Нур Отан”, посвященное состоянию дел в системе предупреждения ЧС, вышло сенсационным. Глава МЧС Владимир Божко опроверг сначала президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, а потом попутно — и председателя Счетного комитета Аслана Мусина.
Автор: Серик БАЙДАУЛЕТОВ
Если учесть, что на совещании правительства в среду Назарбаеву вздумал перечить министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков, отказывающийся воспринимать гениальность идеи создания единого зернового холдинга, в четверг министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев в разговоре с журналистами осторожно предположил, что деньги в Нацфонд, об исчезновении которых говорил елбасы в среду, будут возвращены, а в пятницу частный НПФ “Астана” выступил с критикой идеи создания единого пенсионного фонда, Нурсултану Абишевичу пора перенимать практику Леонида Ильича Брежнева. Когда тому встречалось непонятное место в докладе, он спрашивал: “Кто писал?” И, не дождавшись ответа, рубил сплеча: “Уволить!”
А как еще поступать со своими спичрайтерами и со своей администрацией президенту, чью критику с цифрами в руках аргументированно опровергает рядовой министр?
Не виновато МЧС — они сами просили
На заседании РОСБК входящие в совет депутаты парламента задали Владимиру Божко козырный, как им казалось, вопрос: что, мол, Владимир Карпович, можете ответить на вопрос президента “Тебе больше делать нечего, кроме как бизнес проверками мучить?!”. Но тот ответил так, что у парламентариев челюсти поотвисали. И единственное, что они смогли выдавить из себя, это вопрос: “А откуда взялась цифра про восьмикратное увеличение проверок со стороны МЧС?” Хотя справедливости ради надо признать, что этим вопросов вообще-то должен задаться глава администрации президента Карим Масимов, чье ведомство подсунуло Назарбаеву те самые цифры по восьмикратному увеличению.
- В восемь раз увеличение касается не нашего ведомства, в 2012 году мы провели 68 тысяч 327 проверок, что на 9 тысяч 676 меньше, чем в 2011 году, и это только по пожарному контролю, — заявил Божко. — При этом планово проведена 31 тысяча проверок, и я обращал внимание и докладывал Нурсултану Абишевичу, что внеплановых проверок у нас получается 36 тысяч 998. Внеплановые проверки структурируются следующим образом: инициативные обращения субъектов — 18 тысяч 352, то есть 50% проверок осуществляется вследствие обращения субъектов рынка.
Министр объяснил эту, абсурдную на первый взгляд, цифру растущей экономикой.
- При каждом получении лицензии, при открытии некоторых предприятий, на получение разрешений на ту же аптеку, на ту же перевозку взрывчатых веществ установлен порядок, при котором нужно заключение инспектора пожарной безопасности. Экономика, вы знаете, растет, малых предприятий открывается все больше и больше, поэтому они вынуждены обращаться к нам, то есть 50% внеплановых проверок — это их инициатива.
Тем временем глава МЧС продолжил отчитываться о проверках.
- В области промышленной безопасности 5 тысяч 748 объектов было проверено, в том числе 2 тысячи 425 (то есть 42% от всех проверок) — плановые проверки, 58% — внеплановые. Рост по сравнению с 2011 годом составил 15%. При этом во внеплановых проверках по инициативным обращениям субъектов — 2 тысячи 710, или 81%, мы осуществляем проверки из-за того, что им нужны соответствующие заключения, — вновь отметил “инициативу” бизнесменов Божко.
И заметил, что вопрос уменьшения этих самых проверок для разрешения деятельности вновь открывающихся предприятий — в руках Министерства экономики и бюджетного планирования.
- Я хотел бы обратить внимание, что сейчас в Министерстве экономики находится наше предложение, чтобы мы не давали заключений по открытию аптек, по перевозке опасных грузов и по ряду других вновь открываемых малых торговых предприятий, что приведет к снижению наших проверок, — добавил он.
А потом поставил жирный крест на критике елбасы.
- По сравнению с позапрошлым годом количество проверок у нас в общем снизилось на 11%, — заявил Божко.
Потрясенные тем фактом, что и на солнце бывают пятна, парламентарии и поинтересовались: а с чего Нурсултан Абишевич-то про восьмикратное увеличение говорил?
- Мне это тоже непонятно, я дал соответствующую информацию (администрации президента — авт.), — ответил Владимир Божко.
У военных дешевле, но без “начинки”
После выяснилось, что глава МЧС опровергает не только президента, но и главу Счетного комитета Аслана Мусина, чье ведомство усмотрело нарушения со стороны МЧС в закупке “еврокоптеров” отечественного производства. Позицию СК “срисовали” авторы видеоролика, показанного в ходе заседания РОСБК: создатели видео утверждали, что в 2011 году МЧС закупило 4 вертолета “Еврокоптер ЕС-145” на общую сумму более 8,9 миллиарда тенге, которые оказались непригодными для использования в аварийно-спасательных целях.
По сведениям авторов этого сообщения, на данных вертолетах не рекомендуется выполнять полеты в горах и вертикальные полеты при высоких температурах наружного воздуха выше +35ºС. Кроме того, на них, по утверждению снимавших ролик, невозможно осуществлять полеты в осенне-зимний и весенне-зимний период из-за отсутствия антиобледенительной системы. По причине малой емкости топливных баков невозможно выполнять полеты с радиусом действия более 300 километров, а также запрещено эксплуатировать вертолет в оперативных точках базирования, где отсутствует ангар. “Каждый из вертолетов обошелся МЧС на 323 миллиона тенге дороже, чем Министерству обороны, при этом, несмотря на недостатки модели, МЧС заключило договор на поставку еще 6 вертолетов ЕС-145”, — сообщалось в видеоролике.
- Это все прозвучало в Счетном комитете, и мы им серьезные претензии выставляли, — попутно усмотрел в действиях авторов видео плагиат глава МЧС. — Сейчас финпол проверяет это, и я абсолютно уверен, что они напишут отказ в возбуждении уголовного дела, поскольку погоня за такими жареными фактами приводит к искажению общественного мнения.
Вертолеты эти, по словам спикера, вполне пригодны для проведения спасательных работ.
- Таких “еврокоптеров” по всему миру 3,5 тысячи вертолетов летает в спасательных операциях. А вот эта очень эффектная фраза, что Министерство обороны купило дешевле, совершенно не учитывает, что “еврокоптеры”, которые мы купили, нашпигованы медицинским оборудованием, далеко не дешевым. Это раз. И в цену входит аэродромное оборудование, которое Министерство обороны не закупало, — отрезал Божко.
Кроме того, глава МЧС заявил своим оппонентам, что поставщиком этих машин был “Казахстан инжиниринг”.
- Эти вертолеты производятся нашим заводом, который организован по согласованию с руководителем государства, цена этого вертолета определяется не мною и не конкурсом. Она определяется казахстанским заводом-производителем. Мы его купили по гособоронзаказу, — возмущался он. — Претензии очень красочно звучат — “Божко и его компания — самые крутые взяточники”… Но вообще, прежде чем готовить такие материалы, надо бы послушать противную сторону.
А уж после того, как начальник департамента по борьбе с коррупцией Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финпол) Марат Сексембаев сообщил, что в результате проверки сведений Счетного комитета принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении руководства МЧС, глава РОСБК Оралбай Абдыкаримов почувствовал себя крайне неуютно.
- Проверка проведена, и на прошлой неделе уже принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, то есть доводы Счетного комитета не нашли подтверждения, — заявил Сексембаев. — И те вертолеты, которые были закуплены МЧС, по своей комплектации отличаются от вертолетов, которые закупило Министерство обороны. Более того, МЧС закупило дополнительные услуги по обучению.
- Да, СМИ, безусловно, надо было бы выслушать и позицию МЧС, и я надеюсь, что журналисты, которые будут освещать наше сегодняшнее заседание, будут объективны, — попытался сгладить впечатление от ролика Абдыкаримов.
Коррупция есть, но где ее нет?
Единственной, кто не попал под скромное обаяние министра, оказалась депутат мажилиса Светлана Романовская, которая заявила, что, несмотря на все доводы главы МЧС, коррупционная ситуация в его ведомстве остается крайне напряженной.
- Данный государственный орган находится в первой пятерке среди государственных органов по коррумпированности сотрудников, — заявила Романовская. — По данным правовой статистики, за 11 месяцев 2012 года зарегистрировано 46 коррупционных преступлений, совершенных сотрудниками МЧС, тогда как за аналогичный период 2011 года этот показатель составил 37 фактов. Почти на четверть увеличилось, рост составил 24,3 процента. Впереди МЧС по коррумпированности оказались только МВД, Министерство финансов, сельского хозяйства, Министерство труда и соцзащиты. Наибольшее число коррупционных преступлений имело место в Атырауской, Южно-Казахстанской и Акмолинской областях. Основную часть коррупционных преступлений составляют хищения, взяточничество, служебный подлог, злоупотребление должностными полномочиями.
Божко вынужден был согласиться с тем, что “проблемы имеют место быть”, и объяснил их по-своему. В итоге оказалось, что виноваты простые казахстанцы.
- Анализ причин и условий имевших место коррупционных проявлений в системе МЧС показал, что одной из главных проблем является ослабление контроля за работой личного состава со стороны руководителей кадровых аппаратов в деле подбора, расстановки, воспитания кадров, отсутствие в ряде подразделений должного внутреннего контроля, необходимой работы по формированию у сотрудников моральных норм, в том числе по противостоянию фактам инициативных попыток граждан их подкупа, и вымогательство со стороны сотрудников, — перечислил он.
Исправить ситуацию в МЧС пытаются административной реформой. В областях ранее разрозненные подразделения теперь объединены в единые департаменты, где все решает первый руководитель.
- За отчетный период 2011—2012 годов осуществлен комплекс организационных и практических мер по повышению эффективности борьбы с коррупцией, сформирована единая для системы министерства линия по противодействию коррупции, основанная на принципе персональной ответственности руководителей всех уровней за коррупционные проявления подчиненных, вплоть до их освобождения от занимаемых должностей, — продолжил министр. — Этот порядок закреплен в положениях и уставах всех подразделений, за совершение коррупционных преступлений в 2011 году было уволено 11 сотрудников, за ненадлежащую организацию деятельности по их недопущению были освобождены от занимаемой должности три руководителя различного звена, привлечены к строгой ответственности 14, из них один — заместитель начальника территориального подразделения. В 2012 году уволено также 11 сотрудников, за неэффективную индивидуально-профилактическую работу с сотрудниками и отсутствие должного контроля в вверенных подразделениях освобождены от занимаемых должностей 9 руководителей различного уровня и привлечены к строгой дисциплинарной ответственности 16, из них 6 — заместители начальников территориальных органов, два — первые руководители.
После этого ответа Оралбай Абдыкаримов предложил участникам РОСБК расстаться с министром полюбовно.
- Работа проводится, — признал он. — Я хотел бы попросить, чтобы ваше министерство работало в открытом режиме, присутствовали представители гражданского общества. Чем больше будет прозрачности в вашей работе, тем меньше будет претензий. Все недостатки, надеюсь, будут учтены. Все-таки система работы по противодействию коррупции есть, но она требует более ответственного подхода. Здесь признать работу недостаточной, я думаю, правильно сказано, — предложил глава РОСБК чуть-чуть повиниться и министру.
Владимир Божко здраво рассудил, что лучше проиграть сражение, но выиграть войну (а с учетом опровержений Назарбаева и Мусина война была выиграна), и согласился с главой совета. После чего в коридоре прокомментировал журналистам инициативу мажилисмена Каирбека Сулейменова, предложившего создать в Казахстане единый авиаотряд, который обслуживал бы все малые самолеты и вертолеты ряда ведомств и компаний с госучастием страны. По мнению Сулейменова, создание такого общего авиаотряда позволило бы повысить качество обслуживания малых судов и вертолетов, а также сократить расходы государства на обслуживающий персонал.
- В этом вопросе есть большие проблемы, связанные с теми моментами, когда надо мгновенно принимать решения и поднимать без различных согласований. Как только получается межведомственный барьер, это моментально удлинение принятия решения, — сказал Божко в интервью журналистам. — Я не очень поддерживаю эту идею объединить всех. Надо сначала заниматься личным составом, а потом уже делать реформирование. Дело в руках конкретных людей.