«Медиапарт» удалось найти доказательства того, что частная компания Arcanum AG является частью военной машины, запущенной казахскими властями против политика и бизнесмена Мухтара Аблязова. И одним из главных винтиков этой машины был экс-глава Центрального управления внутренней разведки Франции Бернар Скарсини.
Мы уже не раз рассказывали нашим читателям о многочисленных консалтинговых фирмах, адвокатских и прочих конторах и европейских политиках, которых Акорда мобилизовала на борьбу с Мухтаром Аблязовым (см. подробнее материалы «Опричники СуперХана, или Кто работает на Акорду», «Дилижанс Акорды», «Шпионы Акорды звали Храпунова «хищником»» и другие).
Сегодня предлагаем вниманию наших читателей расследование французских журналистов, сумевших выйти на след экс-главы Центрального управления внутренней разведки Франции Бернара Скарсини, принимавшего участие в деле преследования в Европе казахстанского политика и бизнесмена Мухтара Аблязова. Это стало возможным благодаря массовой утечке электронной переписки самых высших эшелонов казахстанской власти. Текст статьи публикуем в нашем переводе.
Бернар Скарсини на службе у Казахстана против оппозиционера Аблязова
Mediapart.fr 26 февраля 2015. Автор — Агат Дюпарк.
В течение нескольких месяцев в интернете развернулось нечто вроде KazakhLeaks вокруг дела Аблязова, миллиардера, оппозиционного к власти Нурсултана Назарбаева. Некий сайт публикует перехваченные хакерами электронные письма высокопоставленных руководителей Казахстана. В них мы узнаем, каким образом эта страна использовала видных западных деятелей. Среди них Бернар Скарсини — экс-глава Центрального управления внутренней разведки (DCRI).
И вот 4 марта кассационный суд должен вынести решение по разросшемуся подобно спруту делу. Это дело связано с именем Мухтара Аблязова, миллиардера, заклятого врага казахского президента, диктатора Нурсултана Назарбаева. Он был арестован 31 июля 2013 года на юге Франции. Сегодня его требуют Россия и Украина, которые обвиняют его в хищении шести миллиардов долларов в то время, как с 2005 по 2009 год он руководил банком БТА — казахским банковским гигантом, национализированным в настоящее время.
24 октября 2014 года апелляционный суд Лиона вынес решение в пользу его экстрадиции в эти страны, используя практически те же аргументы, что и апелляционный суд Экс-ан-Прованса, решения которого были отменены в апреле 2014-го.
Его защитники все время подчеркивали, что он стал жертвой мести, организованной в высших эшелонах власти, механизмы которой полностью находятся за гранью понимания западного правосудия. Клан Назарбаева не отступает ни перед чем, чтобы уничтожить одного единственного человека, способного затмить Назарбаева, даже если приходится покупать поддержку высокопоставленных лиц во Франции.
И как раз в течение нескольких месяцев происходит утечка массы документов, свидетельствующих о закулисной стороне дела Аблязова. В августе 2014 в интернете появился таинственный сайт Kazaword, некое подобие KazakhLeaks, на котором выложены десятки тысяч взломанных е‑мэйлов из самых высших эшелонов казахстанской власти. Эта гигантская утечка (в 69 гигабайтов) раскрывает имена видных деятелей, нанятых во Франции и в других станах, чтобы обезвредить банкира-миллиардера.
Среди них фигурирует Бернар Скарсини, экс-глава Центрального управления внутренней разведки (DCRI). Осужденный в апреле 2014-го к выплате штрафа в 8000 евро за прослушку двух журналистов газеты «Монд», этот приближенный Николя Саркози в настоящий момент перестал заниматься общественной деятельностью. Но его карьера «серого кардинала» продолжается. В июне 2013-го Скарсини был нанят как «senior advisor» фирмой Arcanum AG.
Эта разведфирма, зарегистрированная в Цюрихе, является филиалом американской инвестиционной группы RJI Capital Holding, основанной Роном Вахибом, американцем бангладешского происхождения. Фирма специализируется на экономической и стратегической разведке для правительств, она также нанимает экс-главу «Моссада» Мэйра Дагана и бывшего американского генерала Жозефа Б. ДиБартоломео.
Среди ее клиентов в первую очередь фигурирует Казахстан. «Медиапарт» смог найти на сайте Kazaword сотни электронных писем, показывающих, что Arcanum AG является частью военной машины, запущенной Астаной против Мухтара Аблязова, наряду с крупными адвокатскими конторами, также имеющими полномочия от казахской юстиции. Из е‑мэйлов выясняется, что фирма регулярно предоставляла судебным властям Астаны «отчеты донесения по расследованию», за что щедро ими оплачивалась. Однако содержание этих отчетов донесения недоступно, так как документы хранились на защищенном сервере.
Какую роль Бернар Скарсини сыграл в данном механизме? По нашей информации ему было поручено сообщать казахским властям о продвижении процедуры по Аблязову и вести работу по лоббированию сотни французских деятелей. Из многочисленных электронных писем, обнаруженных на Kazaword, следует, что экс-глава Центрального управления внутренней разведки активно готовил во Франции визит казахской делегации в Париж с 25 по 27 июня 2014 года. В составе делегации было четыре человека : Имангали Тасмагамбетов — бывший премьер министр, бывший мэр Астаны и нынешний министр обороны, Кенес Ракишев — председатель совета директоров БТА банка, Марат Бекетаев — вице-министр юстиции и его бывший советник Нурлан Нургабылов, ныне глава юридического отдела БТА банка. Оба возглавляют преследование Аблязова.
Из электронной переписки между Маратом Бекетаевым и Нурланом Нургабыловым накануне этого визита «в основном частного порядка», узнаем, что Бернар Скарсини, обозначенный как «глава французских спецслужб при Н. Саркози и работающий в настоящее время с Arcanum » будет первым собеседником. Он должен предоставить «информацию о ходе процедуры» по Аблязову, а также «стратегические рекомендации, включая рекомендации по встречам» в Париже. Один из сотрудников Arcanum уточняет Марату Бекетаеву, что собрание состоится 25 июня, «в удобное для вас время». Он добавляет одну интересную фразу: «Будьте добры, посмотрите во вложении биографии ЖД, ЛО и ХВ, которые негласно работают на БС (Бернар Скарсини).»
Эти инициалы обозначают Жюльена Дрея, в настоящее время регионального советника Иль-де-Франс, Лорана Обадиа, экс-советника по связям с общественностью Лилиан Бетанкур и в настоящее время PR-директора Veolia Environnement, а также Ксавье Букобза, профессора права и консультанта Fried Frank Harris & Shriver. В биографических справках, подготовленных фирмой Arcanum, на рассмотрение представляется информация об их образовании и карьере, а также о скандалах, слухах, темных связях и о других судебных неприятностях, с которыми пришлось столкнуться первым двоим.
Попытка инфильтрации?
Адвокаты Мухтара Аблязова видят странные связи между открывшимися фактами и предшествовавшими им событиями. Канадский адвокат Питер Салас рассказал «Медиапарту» о том, что в сентябре 2013 года его пути пересеклись с Лораном Обадиа, который предложил «помочь в связях с общественностью» и увеличить освещение дела в СМИ, «расширяя политический спектр вправо». К тому моменту Мухтар Аблязов уже несколько недель находился в тюрьме. Началось обсуждение этих вопросов. Обадиа познакомил адвоката с профессором Ксавье Букобза, который запросил «полный пакет юридических документов», на основании которого он смог бы сделать «заключение». «Мне показалось это немного странным, и мы отказались», — вспоминает Питер Салас. Потом Обадия упоминает своего «друга» Бернара Скарсини, который тоже готов был помочь. Салас не отказался. В середине ноября он получает SMS-сообщение от Обадиа, который устраивает ему встречу с «интересными людьми» в фешенебельном баре «Авеню» на авеню Монтень.
В клубах топ-моделей канадский адвокат видит стол, с сидящими вокруг него мужчинами в галстуках. В них он узнает Бернара Скарсини, в компании Шарля Пелегрини, бывшего главы Центральной службы по подавлению бандитизма и антитеррористического комитета Елисейского дворца! Завязывается добродушная беседа. Скарсини, ожидающий вынесения решения по делу «биллингов», обличает журналистов и французское правосудие, которые слишком часто «поддаются манипуляции». Он говорит, что может помочь благодаря своим связям и подчеркивает, что с делом Аблязова связаны «очень важные геостратегические интересы». В подтверждение своей доброй воли, он передает через Лорана Обадиа небольшую заметку под названием «Комментарии французской дипломатии на дело А.», не содержащую никакой сенсационной информации.
Ниже перевод заметки, переданной Бернаром Скарсини адвокатам Мухтара Аблязова:
Комментарий французской дипломатии на дело А
Французская дипломатия внимательно следит за реакциями, относящимися к недавнему решению Суда Экс-ан-Прованса, как со стороны сторонников, так и противников А.
Генеральная прокуратура Казахстана внимательно наблюдает за процессом и напомнила три темы, чувствительные для Астаны:
вопрос реэкстрадиции Россией или Украиной неактуален, так как Европейская конвенция неразрешает совершения подобных процедур без формального согласия страны, согласившейся наизначальную экстрадицию.
поэтому власти продолжают прилагать усилия сцелью экстрадировать А. напрямую изФранции народину.
опираясь только наКонвенцию Объединенных наций осудебной взаимопомощи междугосударствами-участниками(Казахстаннеподписал Европейскою конвенцию, вотличие отФранции, Украины иРоссии).
Что касается противников, они мобилизуют свои силы, чтобы избежать экстрадиции:
мирная демонстрация(40человек) перед Генеральным консульством Франции вАлматы ипередача петиции Президенту Франции: Жанузаков(бывшаяпартия Алга),г‑жаТорегожина(Фонд“Совесть, Духовность, Истина”), Калеев(Международноебюро прав человека).
активное присутствие инаступательная деятельность всоциальных сетях, сцелью указать нариски применения пыток вслучае экстрадиции вРоссию или вУкраину, нобезкаких-либоконкретных оснований, спомощью всего лишь драматизации.
Через несколько дней после встречи в «Авеню» Питер Салас передал этот разговор Мухтару Аблязову. «Нужно очень остерегаться рисков манипуляции! К тому же, мы не нуждаемся в этом, чтобы выиграть дело», ответил по этому поводу заключенный олигарх.
В тот момент он был убежден, что суд Экс-ан-Прованса ответит отказом на запросы о выдаче России и Украины, двух стран, о которых широко известно, что их судебные системы находятся под контролем власти, а правом на защиту там часто пренебрегают. Тогда как между Францией и Казахстаном не заключен договор об экстрадиции.
В то время оба еще не знали, что за шесть месяцев до этого бывший глава Центрального управления внутренней разведки был нанят компанией Arcanum, которая работает рука об руку с Астаной.
«По-моему, мы действительно стали объектом в попытке инфильтрации. От меня ждали, чтобы я передал документы и информацию», — считает сегодня канадский адвокат Мухтара Аблязова.
«Медиапарт» связался с Бернаром Скарсини, который признал свою роль в деле Аблязова, что с его слов «не является преступлением».
«Я нанят Arcanum, где я работаю по многими направлениями. Что касается Казахстана, речь шла главным образом об экспертизе пакета документов французского права об экстрадиции. Они ничего в этом не понимали!» — рассказывает он. Довольно странный ответ, учитывая, что Астана пользуется услугами множества адвокатов по всему миру, привлеченных именно для решения таких вопросов.
Бернар Скарсини отрицает, что закулисно нанимал Лорана Обадиа и Жюльена Дрея. «Без сомнения, речь шла лишь о рабочих проектах, но они не были реализованы», — объяснил он, признав лишь, что профессору Букобза была поручена «бесплатная юридическая экспертиза».
Предлагая свои услуги адвокатам Аблязова в ноябре 2013 года, в тот момент, когда он уже работал на Arcanum, не пытался ли он сыграть роль шпиона? «О нет, ведь в тот момент мне еще не было передано дело (Аблязова)!» — ответил он.
Гораздо менее флегматичный Лоран Обадиа категорически отрицает, что работал на Бернара Скарсини. «По всей видимости, кто-то использовал мое имя в своих интересах», — объяснил он.
Он подтвердил, что познакомил Скарсини с адвокатами Аблязова, но лишь из добрых побуждений: «Несколько месяцев спустя, я узнал, что он работал на казахскую власть и услышал об Arcanum… Это удручающе!», — защищается он.
Жюльен Дрей потребовал, чтобы вопросы ему отправили в письменном виде. В то же время по телефону он признал, что часто контактировал с Бернаром Скарсини, «старым приятелем, которого я знаю 20 лет». К настоящему моменту, он еще не ответил на наши вопросы. Что касается Ксавье Букобза, он не ответил на наши звонки.
Больше всего Бернар Скарсини не хочет, чтобы писали, что он работает на Казахстан. «Меня нанимает Arcanum,» — настаивает он, утверждая, что «никогда не контактировал с казахами».
Память возвращается к нему, когда он упоминает свою встречу 25 июня 2014 года с той самой делегацией, приехавшей в Париж. «Да, меня попросили заняться налаживанием контактов перед визитом президента Олланда в Казахстан (5 декабря 2014 года). Экс-премьер (Тасмагамбетов) хотел развивать отношения: мы указали ему на людей, с которыми следует встретиться», — вспоминает он.
Согласно нашей информации, его роль была ключевой. Из документов, найденных на Kazaword, следует, что компания Arcanum полностью организовала этот визит и устроила встречи, непременно в связке с Нурланом Нургабыловым — в деле Аблязова мастером на все руки. Это разозлило посла Казахстана в Париже, который, как следует из одного из электронных писем, горько жаловался «Нурлану» о том, что «запросы о встречах должны были следовать официальной процедуре».
Одна из встреч состоялась в Елисейском дворце с Полем Жан-Ортицем, дипломатическим советником, умершим от рака спустя месяц, потом в мэрии Парижа с Патриком Клугманом, уполномоченным по международным отношениям. Анна Идальго отказала во встрече. Одна из «рабочих встреч» состоялась с Оливье Колом, который в прошлом был советником Саркози, а сегодня является консультантом по международным отношениям группы Edmond de Rothschild. Также состоялась встреча с Жан-Полем Юшоном, председателем Социалистической партии (PS) регионального совета Иль-де-Франс.
Бернар Скарсини изо всех сил старался добиться приема для бывшего мэра Астаны у Анны Идальго. Безуспешно. Жан-Поль Юшон подтвердил встречу, которая продлилась менее двух часов. «Это лишь представительские встречи, визиты вежливости», — ответил он, не вдаваясь в подробности.
…«Медиапарт» уже говорил об этом невероятно сложном деле: разыгрывается битва титанов между Астаной, Лондоном, Парижем и Женевой с помощью батальонов адвокатов, частных детективов, хакеров, консультантов по PR и прочих лоббистов всех мастей. И в этой схватке разрешены любые коварные приемы.
Мы рассказывали как весной 2014 года малоизвестный украинский интернет-сайт trust.ua, сегодня недоступный во Франции на основании судебного решения, опубликовал серию электронных писем и SMS, полученных хакерами с компьютеров и телефонов многих представителей правосудия и адвокатов.
Эти утечки пролили свет на поразительный уровень сговора между генеральным прокурором Апелляционного суда Экс-ан-Прованса, Соланж Легра, непримиримой сторонницей экстрадиции Аблязова, и представителем российской прокуратуры, а также некоторыми французскими адвокатами, представляющими Украину. Другие документы показывали, каким образом адвокатская контора, оплачиваемая Астаной манипулировала лицом, ответственным за запрос об экстрадиции со стороны Украины. В этот раз речь идет о новом эпизоде…