Недавно уважаемый мною российский кинорежиссер Александр Сокуров публично высказался о возможности войны не только с Украиной, но и с Казахстаном. По причине того, что из Казахстана постепенно вытесняется русскоязычное население, что люди оттуда бегут в том числе и из-за того, что там введен запрет на русский язык. И что об этом в Казахстане русские боятся говорить вслух.
Я вполне допускаю, что Александр Николаевич был искренен в своей тревоге за соотечественников в Казахстане. И им двигало исключительно желание им помочь. За это ему, конечно же, нужно сказать большое, сердечное спасибо. Но у этой помощи есть и оборотная сторона, о которой я бы хотел поговорить отдельно.
Проблемы у русских в Казахстане, конечно, есть, в том числе в части русского языка. Правда, на мой взгляд, они на порядок меньше тех проблем, какие имеет казахский язык, но тем не менее они есть. Да и как может быть без проблем. Но это наши внутренние проблемы, казахстанские. Соответственно, мы, казахстанцы, должны их решать сами. И это очень принципиально.
Потому что, как только в решении казахстанских проблем начнут принимать участие русские из России, у русских в Казахстане могут возникнуть еще большие проблемы. Пример русских Украины, пожелавших воспользоваться «помощью друга» в лице Путина, наглядно показывает, во что это может вылиться. Отсюда напрашивается вопрос: а нужны ли русским Казахстана такие друзья с их откровенно нацистскими повадками?
«Как же так?!» — возмущенно воскликнет несколько миллионов казахстанских русских с характерным антиукраинским блеском в глазах! Путин — это наша защита от набирающего силу казахского национализма. Да без Путина нас завтра здесь… как в Украине!!! И это при том, что о происходящем в Украине они знают с подачи СМИ, обслуживающих Путина, то есть не знают ничего. Но о том, как российские массмедиа обманули всех и вся, — это отдельный разговор.
А что, собственно, может случиться такого ужасного завтра, чего так настойчиво боятся русские в Казахстане? Заставят учить казахский язык, запретят говорить на русском, перестанут принимать на работу, начнут избивать казахские скинхеды, поместят в резервации? О чем речь? Из всего списка националистических ужасов пока маячит только обучение государственному языку.
Но так ли это ужасно? И потом это явно не тот случай, когда нужно кричать об ущемлении прав и притеснении. Я все понимаю — нет времени, неохота, да и необходимости в этом серьезной нет. Не хочешь — не учи, есть такое право. Благо все вокруг на русском. Притеснения здесь где?! Я думаю, многим русским трезвее нужно смотреть на реалии, адекватнее воспринимать ситуацию. Не нужно нагнетать, пугая себя и окружающих.
Что такое казахский национализм, которым русские пугают друг друга уже более двадцати лет? В политическом смысле казахский национализм еще ребенок, который делает свои первые шаги. Тех немногих, кто сегодня провозглашает лозунги казахского национализма, можно на пальцах одной руки пересчитать. Они вне власти, у них нет партий, нет СМИ, нет серьезных организаций, нет финансирования. Они на митинг больше 300 человек собрать не могут! О какой угрозе национализма речь?!
Конечно, встречается и бытовой национализм, но это было, есть и будет, причем в любой стране мира. Это тоже абсолютно не повод для криков о притеснении русских.
Да, в интернете можно встретить откровенно нацистские рассуждения комментаторов. А где их нет? В России, Германии, Норвегии? И что с того?! Больные на голову есть везде.
Куда более интересно, каким будет казахский национализм? Это важно, учитывая, что процесс его становления будет продолжаться и в будущем он вполне может стать самодостаточным игроком на политическом поле. И если процесс пойдет в цивилизованном русле, то в этом нет ничего угрожающего для русских.
Глупо вопить: «Мы заставим вас учить наш язык». Это не тот путь, каким можно прийти к гражданскому консенсусу. Казахский язык станет востребованным в Казахстане а) если ему будут учить, а не имитировать изучение в школах; б) если появится сфера его применения (в политике, общественной жизни, науке, искусстве, на производстве); в) если на нем появится продукт (художественный, интеллектуальный, научный, технический), который будет востребован.
Хотим работать в этом направлении, вперед — требуем этого от власти. Это и есть нормальный цивилизованный национализм. Нет — продолжаем винить русскоязычных за их нежелание учить язык и требовать применения в их адрес мер принуждения. А вот это уже называется по-другому. Тупо принуждать учить государственный язык тех, кто вырос в стране, где все говорили на другом языке, — это нацизм. А обеспечить обязательное и РЕЗУЛЬТАТИВНОЕ обучение в школах этому языку — это норма, которую национализм должен требовать от власти. Но у нас такого национализма пока нет, и поэтому школьники в большинстве своем не белмесын.
Создание условий, стимулирующих изучение государственного языка для желающих сделать карьеру, продвигаться по служебной лестнице, — разве это не национализм? Проведение целенаправленной государственной политики по развитию государственного языка, созданию высокохудожественных фильмов, пьес, национальной оперы, книг, песен — это тоже национализм, никого не ущемляющий, но способствующий решению поставленной задачи.
Есть два вида национализма. Первый это когда претензии предъявляются к ВЛАСТИ по поводу ущемления (ограничения, несоблюдения) прав нации. Второй — когда эти же претензии предъявляются к ДРУГИМ ЭТНОСАМ. В первом случае виновным объявляется власть, и весь негатив адресуется ей, во втором — крайними оказываются все те, кто иной национальности.
В этом плане очень показательна позиция Дмитрия Демушкина, кондового русского националиста, считающего, что главным врагом русских является Путин, который не хочет учитывать интересы русских в России, но при этом готовый развязать войну ради защиты прав русских в Украине.
То есть сегодня в России есть два национализма: это путинский, основанный на ксенофобии ко всему чужому будь то американцы, европейцы и все «понаехавшие», и национализм, видящий проблему русских в нынешней власти, не желающий решать проблем русских в самой России.
Важно понять принципиальное различие национализма и нацизма.
Если проблемы своей нации пытаются решать за счет ущемления, ограничения и несоблюдения прав других этносов — это нацизм. Но если проблемы своего этноса решаются при помощи грамотной государственной политики, ориентированной на улучшение жизни нации, не ущемляя при этом интересы проживающих рядом других этносов, — это национализм. Разумный, взвешенный и ориентированный на поддержание социально-политической стабильности.
Сегодня важно, чтобы развитие казахского национализма пошло в формате «национализма для казахской государственности», а не «национализма против неказахов». Среди тех, кто позиционирует себя националистами, я вижу трезвомыслящих людей, склоняющихся к цивилизованному демократическому национализму. Если это так, то такого национализм не нужно бояться, его русским нужно всячески поддерживать.
В нынешней ситуации многое будет зависеть от того, как поведут себя казахстанские русские в своем отношении к этому национализму. Если поддержат (как это имеет место в Украине, Грузии, Молдове, прибалтийских республиках) — будем иметь национализм европейского типа. А это безусловное уважение прав человека, уважение закона и толерантность. Но если безоговорочно запишут во враги — есть риск скатывания его в формат «национализма против неказахов». Так что, каким быть национализму в Казахстане, во многом зависит от самих русских, их позиции, политической трезвости и гражданской активности.