«Голова соображает, а вот тело сильно подводит», — так прокомментировал глава фонда «Гражданская активность» Муратбек Кетебаев последнее видео со встречи президента Назарбаева с выпускниками программы “Болашак”.
На своей странице в «фейсбуке» Муратбек Кетебаев написал об этом так:
«Что могу сказать? 1. Назарбаев идет, не подволакивая ногу, но напряженно, как бы все время контролируя себя от завала. 2. Выступал всего 15 минут, и где-то с середины у него началась одышка. 3. Лучше всего он говорил без текста, когда же ему приходилось к нему обращаться, заметно притормаживал. 4. Заметно было «яканье».
Мое мнение: голова у него соображает, а вот тело сильно подводит. Поэтому он просто не может работать больше нескольких часов в день. Думаю, реально он работает 2—3 часа в день, именно поэтому его окружение отсекает от него посетителей, информацию, входящие бумаги. А каждый его выход на публику, под видеокамеры готовится как спецоперация.
Судя по тому как “залег” Карим Масимов, сегодня именно он рулит страной. Другое дело, что когда к Назарбаеву прорываются родственники и старые соратники, они вмешиваются и ломают уже принятые решения.
На моей памяти это уже третье дряхление госаппарата, которое во многом предопределено развалом личности первого руководителя страны. Первое дряхление было длительным, оно началось где-то в 1976—1977 годах и закончилось в 1982 году со смертью Брежнева. Второе было коротким — началось со смертью Андропова и закончилось смертью Черненко. Это получается третье.
Говорят же: каков поп, таков и приход. Как Карим Масимов, Серик Ахметов и Марат Тажин ни стараются, перекрыть дряхление и падение производительности труда главы государства они не могут. Вспоминая свою госслужбу, могу только посочувствовать им — это как головой колотиться об стенку. Бьешься-бьешься, а толку никакого, кроме собственной головной боли. Ну что же, за что боролись, на то и напоролись — теперь вся страна стала заложником одного человека! И пока он жив, будет изображать бег на месте».
Мы попросили г‑на Кетебаева ответить на дополнительные вопросы редакции.
- Муратбек Камалбаевич, на своей странице в «фейсбуке» Вы достаточно жестко прокомментировали выступление президента Назарбаева на торжественном собрании по поводу Дня республики…
- На самом деле я откомментировал не само выступление Нурсултана Назарбаева, а его физическое состояние и способность исполнять обязанности главы государства. Что касается доклада, то анализировать и обсуждать его бессмысленно — сплошное политическое токование.
- Что Вы имеете в виду под «политическим токованием»?
- Последние годы елбасы все чаще и чаще ведет себя как глухарь, получивший возможность пообщаться — взлетает на ветку дерева и начинает рассказывать на весь окрестный лес, какой он красивый, сильный, умный и плодовитый.
Единственное отличие казахстанского «лидера нации» от птицы, что он не только сам глохнет и перестает слышать и видеть что-либо вокруг, так еще и заставляет следовать своему примеру окружение и госаппарат.
В итоге, с одной стороны, выходит весьма смешно, с другой — плакать хочется, потому что и сам Назарбаев начал сильно напоминать Леонида Брежнева в его последние годы, и Казахстан все сильнее походит на тот Советский Союз, который не мог не развалиться.
- Но в «фейсбуке» Вы написали, что с головой у елбасы все в порядке, а подводит его только физическое здоровье…
- Да, и могу это еще раз подтвердить. Дело в двух принципиальных вещах.
Во-первых, Назарбаев по вполне понятным причинам, не может сегодня работать по 10—15 часов в сутки. Дай бог, если его хватает на 2—3 часа в день, и это при этом, что способность усваивать и обрабатывать информацию и качество исполнения им своих должностных обязанностей на порядок хуже, чем десять и тем более двадцать лет назад.
Во-вторых, елбасы сам загнал себя в ловушку, начав кампанию по возведению себя в ранг «лидера нации» и чуть ли не пророка.
В авторитарных политических системах такие фигуры никогда не ошибаются, они всегда правы и всегда принимают только верные и мудрые решения. А виноватыми, если что-то выходит не так, всегда оказываются подчиненные диктатора. В результате в управленческом механизме «ломается» или «выпадает» ключевой элемент — объективная оценка управленческого решения. Точнее она есть, но всегда искажена необходимостью соблюсти политес, сохранив в неприкосновенности «авторитет» так называемого «лидера нации» и ни в коем случае не допустить, чтобы вина за провал легла на его священный облик.
Как следствие, происходят три наблюдаемых нами воочию процесса, а именно: Назарбаев все сильнее верует в свою непогрешимость, госаппарат на всех уровнях теряет мотивацию на выработку оптимального решения, поскольку все равно будет так, как сказал глава государства, и чиновники стараются поднять любой вопрос как можно выше, чтобы он разрешился там.
- Тем не менее, ВВП республики растет. Говорят, что за 11 месяцев текущего года он увеличился аж на 6%. Да и во всевозможных рейтингах Казахстан вроде поднимается все выше и выше…
- В последние годы СССР и социалистической системы я уже был взрослым человеком, членом КПСС и хорошо помню победные рапорты сверху и разруху снизу.
Сегодня у нас происходит то же самое: государственный механизм управления перестал реально воспринимать происходящее в стране, во многом как раз потому, что одной из его главных задач является не столько решение проблем, сколько выполнение указаний Нурсултана Назарбаева.
А тот спуститься на землю и увидеть проблемы казахстанцев не может, потому что для этого нужно признать свою неправоту, свои ошибки, свои преступления, свою ограниченность как топ-менеджера. И не только потому, что у него давно комплекс полноценности, но и потому что публичное признание им своих ошибок сразу поставит под сомнение всю выстроенное им в постсоветское время — политическую систему и государственное устройство, экономическую модель и практику исправления власти.
Что остается Назарбаеву делать в таких условиях? Только токовать. Вот он этим и занимается. Хорошо, если ему положат на стол более или менее приличный текст, тогда еще терпимо, а вот когда он начинает своевольничать или отклоняться от написанного — становится похож на глухаря, который все токует, токует, токует…
Записал Нурахмет КЕНЖЕЕВ