- 27.09.2017
- Арыстан ЖУАСОВ
Будут ли Назарбаев и Путин обсуждать киргизские выборы
«На прошлой неделе внешнеполитическое ведомство Кыргызстана вручило ноту протеста Министерству иностранных дел Казахстана с любопытной формулировкой «за попытку повлиять на выбор народа Кыргызстана и вмешательства во внутренние дела Кыргызской Республики», – сообщил бизнес-канал «Аtameken». В полном тексте ноты говорится, что 20 сентября временный поверенный в делах Республики Казахстан в Кыргызской Республике был вызван в МИД в связи с прошедшей 19 сентября в Алма-Ате встречей президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева с одним из кандидатов в президенты Кыргызской Республики. «Министерство выражает недоумение в связи с прошедшей встречей президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева с одним из кандидатов в президенты Кыргызской Республики и выражением поддержки со стороны главы Казахстана данному кандидату в предстоящих выборах. Несмотря на то, что глава дружественного Казахстана заявил, что он не вмешивается во внутренние дела Кыргызстана, его слова явно отражают предпочтение казахстанской стороны относительно будущего президента Кыргызской Республики. Таким образом, кыргызская сторона расценивает указанные высказывания, а также широкое освещение казахстанской стороной данной встречи как попытку повлиять на выбор народа Кыргызстана и вмешательства во внутренние дела Кыргызской Республики», – говорится в тексте ноты.
Накануне пресс-служба Акорды сообщила, что Нурсултан Назарбаев встретился с кандидатом в президенты Кыргызстана Омурбеком Бабановым. «Сейчас Кыргызстан находится на пороге выборов президента страны – это очень важный момент в жизни каждого государства. За все время независимости Кыргызстана я всегда старался плодо-творно работать со всеми вашими президентами. Мы также будем эффективно взаимодействовать и с вновь избранным президентом, которому окажет свое доверие кыргызский народ. Нам нечего делить. Мы всегда ранее поддерживали братский народ Кыргызстана и сейчас готовы оказать ему всю необходимую помощь. Это касается сотрудничества в транспортно-транзитной сфере и взаимодействия в рамках ЕАЭС», – подчеркнул Нурсултан Назарбаев.
ЦИК Кыргызстана вынес кандидату в президенты О. Бабанову предупреждение. И на этом, казалось бы, все улеглось. Однако, вернувшись из Нью-Йорка с сессии Генассамблеи ООН, президент Атамбаев встретился с главой ЦИК и генпрокурором, после чего председатель Центральной избирательной комиссии Шаилдабекова сделала для прессы заявление о том, что точка в нарушении Бабановым Закона «О выборах» не поставлена. И «официальное решение» ЦИК будет принимать на заседании.
Политолог, эксперт по странам Центральной Азии Аркадий Дубнов считает, что сообщение Акорды о встрече Назарбаева с Бабановым – действительно серьезное свидетельство симпатии Астаны, высказанной Бабанову. Но это, по его словам, «не большее вмешательство Казахстана в президентскую кампанию в Кыргызстане, чем прием Атамбаева Путиным в Сочи на днях». «Почему действующему президенту Кыргызстана можно использовать фактор внешней поддержки в пользу своему фавориту, а его оппоненту нельзя?», – сказал бизнес-каналу «Аtameken» г‑н Дубнов.
Отвечая на вопрос сайта Res Publica по поводу того, будет ли на сегодняшней встрече Назарбаева с Путиным в Астане подниматься тема предстоящих президентских выборов в Кыргызстане и недружественного выпада со стороны Бишкека относительно «вмешательства» лично Назарбаева во внутренние дела соседнего государства, Аркадий Дубнов заметил, что «в той или иной форме темы предстоящих в Кыргызстане президентских выборов на саммите ЕАЭС в Астане не избежать, и вряд ли в этом смысле исключением станет встреча Путина с Назарбаевым, поскольку сохранение стабильности в стране, являющейся союзником России и Казахстана в Центральной Азии, чрезвычайно важно для Москвы и Астаны. Однако если предположение, что власти в Бишкеке подумывают снять с президентской гонки одного из ее лидеров, Омурбека Бабанова, верно, то очередная опасная турбулентность во внутренней ситуации в Кыргызстане станет более чем вероятной. А мы помним, чем заканчивались в Кыргызстане в 2005 и 2010 годах подобного рода экзерсисы власти, пытающейся сохранить свои позиции. Также вполне вероятно предположить, что обеспокоенность Москвы и Астаны подобным развитием событий будет доведена до президента Кыргызстана Атамбаева, уходящего со своего поста после вступления в должность следующего президента. Точно так же, как некоторое время назад в Москве нашли возможность убедить г‑на Атамбаева не спешить с решением сделать своим преемником на президентском посту Сапара Исакова, занимавшего в тот момент должность руководителя его аппарата. С другой стороны, как заметил недавно Путин, с трудом подбирая слова, в интервью кыргызскому телевидению, кыргызский президент «такой, какой он есть», что само по себе уже характеризует его снисходительное отношение к коллеге.
Из этого напрашивается и другой вывод: а что, если в Москве, равно как и в Астане, несколько подустали от череды непрогнозируемых эскапад г‑на Атамбаева в адрес партнеров по ЕАЭС. Чего стоит хотя бы последнее его выступление с трибуны Генассамблеи ООН с хорошо читаемыми оскорбительными пассажами в адрес соседних стран… Что касается так называемого «казуса Бабанова», не слишком адекватной реакции Бишкека на его встречу с президентом Казахстана, то, кроме всего прочего, это демонстрация неуверенности г‑на Атамбаева в победе своего фаворита, экс-премьера Жээнбекова. Не эта ли неуверенность погнала кыргызского президента в начале сентября в Сочи на встречу с Путиным, которого, очевидно, надо было убеждать в том, что г‑н Жээнбеков лучше остальных претендентов будет отвечать российским интересам. И такая откровенная ставка на внешнюю поддержку почему-то ничуть не смутила кыргызский ЦИК, не увидевший в этом признаков вмешательства России в ход президентской гонки в Кыргызстане…
Впрочем, судя по путинскому интервью и отсутствию приятных для атамбаевского фаворита статей в прокремлевских СМИ, усилия г‑на Атамбаева в Сочи оказались тщетны. Еще и поэтому кажется такой нер-вической реакция кыргызских властей на «казус Бабанова». Поэтому дело здесь не в Бабанове. Ведь такое бы случилось, если бы на его месте оказался, скажем, Талат Масадыков, становящийся теперь, после слухов о вероятном отказе Темира Сариева и Бакыта Торобаева от участия в президентской гонке, третьим главным ее участником».
Оригинал статьи: Новая Газета Казахстан