На днях о себе напомнил еще один скандально знаменитый бизнес-проект Тимура Кулибаева, благодаря которому средний зять елбасы стал богаче как минимум на 1,1 миллиарда долларов, – румынский концерн «Ромпетрол» объявил, что собирается выкупить часть госпакета акций, составляющего 44,69%.
Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
Как следует из официального сообщения, «Ромпетрол» и румынское правительство, представленное Управлением по делам госпакетов и приватизации в сфере промышленности (OPSPI), которое является управляющим пакетом акций «Ромпетрол Рафинаре» от имени государства, подписали меморандум о взаимопонимании.
В частности, стороны договорились окончательно разрешить спор касательно конвертации облигаций компании «Ромпетрол Рафинаре» в пользу румынского государства в сентябре 2010 года и создать совместный инвестиционный фонд для развития румынского энергетического сектора.
Поскольку «Ромпетрол» является дочерней структурой нацкомпании «КазМунайГаз» и, соответственно, «внучкой» ФНБ «Самрук-Казына», то сразу приходит на ум вопрос: а во сколько это обойдется Казахстану?
Напомним, что на покупку «Ромпетрола» наша страна истратила в общей сложности 2,85 миллиарда долларов, из которых 1,75 миллиарда были уплачены собственно за акции, а 1,1 миллиарда ушли в неизвестном направлении. После громкого скандала, в том числе благодаря нескольким публикациям в ныне закрытой Акордой газете «Голос республики», вышеупомянутые 1,1 миллиарда долларов «вернулись» и теперь «висят» мертвым грузом на балансе румынского концерна.
Что касается общей суммы инвестиций Казахстана в румынский проект, то она намного выше 2,85 миллиарда долларов, поскольку за счет казахстанских денег были оплачены техническое перевооружение и обновление предприятия. Точную сумму этих расходов мы не знаем, но, по нашей оценке, она приближается к 0,5 миллиарда долларов.
«Мы высоко ценим усилия правительства Румынии, которые были направлены на поиск и принятие взаимовыгодного решения в качестве необходимого шага для дальнейшего развития экономических отношений между Румынией и Казахстаном. Это решение позволит нам сосредоточиться на реализации наших планов, связанных с расширением деятельности компании «Ромпетрол» в регионе Черного моря, позволит укрепить позиции КМГ в Евросоюзе», — радовался Данияр Берлибаев, первый замглавы АО «НК «КазМунайГаз», представлявший компанию на завершившихся переговорах.
Ну, кому-то и война мать родная. С экономической же точки зрения покупка «Ромпетрола» была для Казахстана крайне невыгодной по многим причинам. Среди них: завышенная минимум в три раза цена приобретения, техническая отсталость заводов, необходимость поставлять собственную нефть, чтобы обеспечить «Ромпетрол» сырьем, хроническая убыточность бизнеса, риски, связанные с предыдущими владельцами и топ-менеджерами.
За 3 с лишним миллиарда долларов, потраченных в общей сложности на румынский проект, Казахстан мог купить на Западе вполне современное нефтеперерабатывающее предприятие мощностью в два-три раза больше, чем «Ромпетрол», в приличном техническом состоянии и приносящее доход. Плюс торговую сеть по продаже нефтепродуктов в придачу. Доказательство этим словам — приобретения российских инвесторов, сделанные приблизительно в то же самое время.
Или мы могли построить под ключ два нефтеперерабатывающих завода в Казахстане с использованием китайского оборудования, как это сделали те же россияне. Или, в конце концов, полностью модернизировать наши собственные НПЗ.
Но, увы, все это уже упущенные возможности. Впереди же Казахстан ждут новые траты: ведь чтобы выкупить госпакет акций у румынского правительства, нужны деньги. С одной стороны, объявленный капитал «Ромпетрол Рафинаре» небольшой, всего 120 тысяч долларов. С другой — баланс предприятия на конец 2011 года (более поздних данных мы в интернете не нашли) составляет почти 2,9 миллиарда долларов, в том числе вышеупомянутые нами сначала сгинувшие в никуда, а потом реинкарнировавшиеся 1,1 миллиарда долларов.
Получается, что минимальная цена выкупа госпакета составит порядка 50 тысяч долларов, а вот максимальная может достигнуть 500—600 миллионов евро. Потому что румынское правительство было бы коллективным глупцом, если бы упустило такую возможность слупить побольше денег с богатых казахов.
Мы еще раз изучили отчетность «Ромпетрол Рафинаре» и еще раз убедились, что это бизнес-приобретение Тимура Кулибаева не стоит тех денег, которые на него были потрачены. Желающие сами могут убедиться в этом, пройдя по ссылке.
К сожалению, текст там только на английском языке, поэтому коротко опишем для наших читателей финансово-экономическое состояние румынского концерна за 2011 год.
При общей выручке в 6,9 миллиарда долларов валовая прибыль составила всего 348 миллионов долларов, а чистые убытки — 238 миллионов долларов. Из которых на долю мажоритарного владельца НК «КазМунайГаз» пришлось 123 миллиона долларов.
При этом основное производство — нефтепереработка — принесло 48 миллионов долларов валового убытка, который был перекрыт в основном валовыми доходами от торговли. Но в итоге тем не менее «Ромпетрол Рафинаре» убыточно. И это продолжается уже который год и носит системный характер, поскольку эта отрасль в Европе сверхконкурентна.
Другими словами, можно смело предположить, что в лучшем случае румынская собственность ФНБ «Самрук-Казына» способна стать безубыточной, однако про чистый доход и дивиденды с них можно забыть раз и навсегда. Потраченные же на этот проект казахстанские 3,3 миллиарда долларов остается только списать.
Так что на месте главы ФНБ «Самрук-Казына» мы бы предложили сделать наоборот — подарить пакет акций «Ромпетрол Рафинаре», принадлежащий «КазМунайГазу», правительству Румынии, чтобы оно само мучилось. Так ведь не осмелится же господин Шукеев — кресло дороже!
Кстати, еще одна идея для казахстанского правительства — почему бы не оплатить покупку НПФ акциями «Ромпетрол Рафинаре»? Тогда все было бы справедливо — Тимур Кулибаев и Динара Назарбаева заплатили бы сами за то, что натворил «нефтяной принц».
Оригинал статьи: