Колотить понты в Казахстане – норма. Одни влезают в долги на много лет вперед, чтобы устроить пир на весь мир по поводу свадьбы детей или своего юбилея. Вторые берут кредит и вместо малолитражек, которые им по карману, покупают джипы размером с танк. Третьи строят дворцы на зависть арабским шейхам. Четвертые – приобретают женщин, которые привлекают к себе и своим спонсорам внимание всего мира.
Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
Но очевидно, что никто не может сравниться в этом деле с обитателями Акорды. Достаточно вспомнить такие стратегические «заявы» казахстанского «лидера нации», как «Казахстан-2030» и «Казахстан-2050», «Общество всеобщего труда», его предложение заменить доллар «акметалом», создать всемирное правительство в формате е‑глобал и прочие заумные идеи.
Увы, все эти инициативы мировое сообщество не оценило, в результате чего желанная Нобелевская премия мира пролетела мимо Назарбаева. Поэтому Нурсултану Абишевичу приходится хвастаться тем, что есть в наличии. Например, местом Казахстана в различных рейтингах.
К сожалению для Акорды, таких рейтингов великое множество. Например, мы наткнулись на «Индекс демократии», который с 2007 года публикует Economist Intelligence Unit, аналитическое подразделение известного британского журнала Economist. Поскольку материал большой и к тому же на английском языке, мы сделали из него небольшую выжимку. Читатели, желающие прочитать первоисточник, легко могут найти его в интернете.
Так вот, согласно пятому изданию «Индекса демократии» в 2012 году глобальная демократия зашла в тупик в том смысле, что не было ни значительного прогресса, ни регресса. Но что касается нашего региона, то ситуация здесь заметно ухудшилась. Обычно попытки оценить общественно-политические процессы языком математики дело весьма рискованное, но в данном случае результаты анализа говорят сами за себя.
Мы сделали выжимки из двух таблиц. Первая — это ранжирование государств по индексу демократии. Последний определяется по десятибалльной шкале как среднее из пяти индексов: избирательного процесса и плюрализма (1), госуправления (2), участия в политической жизни (3), политической культуры (4) и гражданских свобод (5).
Затем государства ранжируются по набранному ими индексу демократии на демократические, демократические с отдельными недостатками, переходные (гибридные) и авторитарные.
Индекс демократии в 2012 году
Для экономии времени читателей мы включили в таблицу № 1 только 13 государств. Во-первых, Норвегию как лидера рейтинга, во-вторых, Францию как типичное государство из второй группы, где демократия присутствует, но есть недостатки, в‑третьих, наших соседей по ЕврАзЭС — Россию и Беларусь, в‑четвертых, наших соседей по региону, в‑пятых — Северную Корею, которая занимает нижнюю строку в рейтинге.
Сразу оговоримся, что только Кыргызстан относится к переходной (гибридной) группе, а все остальные, включая Казахстан, определены как авторитарные государства.
Вторая таблица от Economist Intelligence Unit характеризует динамику индекса демократии в 2006—2012 годах. С той же целью экономии времени читателей мы включили в свою «выжимку» данные по 9 странам, находящимся рядом с Казахстаном, плюс Беларусь, поскольку с ней мы являемся членами единого таможенного и экономического пространства. И добавили динамику индекса в целом по миру.
Динамика индекса демократии в 2006—2012 годах
Теперь несколько комментариев к этим таблицам.
Во-первых, Казахстан уже вошел в число 30 государств мира, где меньше всего демократии и больше всего авторитаризма. За что большое «спасибо» т. н. лидеру нации.
Во-вторых, по такому показателю, как «избирательные процессы и плюрализм», ситуация в Казахстане хуже не только в сравнении с Россией, но и с Беларусью, и с Таджикистаном. Слава богу, мы пока еще опережаем Китай, Туркменистан, Северную Корею и Узбекистан.
В‑третьих, по уровню и качеству «госуправления» мы заметно уступаем нашим партнерам по ЕврАзЭС, и, видимо, поэтому Россия и Беларусь после объединения таможенных пространств смогли нарастить к нам свой экспорт, а мы к ним нет.
В‑четвертых, уровень и качество «госуправления» в Китае больше чем в два раза лучше, чем у нас, и почти в два раза лучше, чем в России. Так что, похоже, Астана и Москва сильно рискуют, усиливая экономическое сотрудничество с Пекином.
В‑пятых, хотя по показателю «участие в политической жизни», то есть по политической активности, ситуация в Казахстане в полтора раза хуже, чем в России, по «гражданским свободам» мы находимся на одном уровне. И это заслуга не Акорды, она-то старалась, как могла, упасть еще ниже, а демократических сил и независимых СМИ.
В‑шестых, весь наш регион за исключением Кыргызстана является некоей «черной дырой», где демократия исчезает в неизвестном направлении и обратно прет голимый авторитаризм.
В‑седьмых, происходящее в нашем регионе — не случайность, а тенденция. Говоря рыночным языком, «котировки демократии» в Центральной Азии и вокруг нее, включая Россию и Китай, и за исключением Кыргызстана, консолидируются на отметках 2—3 балла.
Причем наиболее быстро и сокрушительно это происходит в России, Казахстане и Иране.
Возможно, читатели, изучив этот материал или его первоисточник, найдут еще что-нибудь интересное и примечательное. Тогда мы с большим удовольствием предоставим им возможность высказаться. А пока сделаем вывод, к которому мы давно пришли, но который эксперты Economist Intelligence Unit подтвердили цифрами — мы идем не по пути развитых демократических государств, а в сторону авторитаризма. И до тоталитаризма нам уже рукой подать.
Так, может быть, Нурсултан Назарбаев или новый главный идеолог Казахстана госсекретарь Марат Тажин объявят национальной задачей вхождение в 30 самых демократических государств мира? Ау, в Акорде! Что скажете?
Оригинал статьи: