Касымов достиг пенсионного возраста, но время его ухода заставило ругаться.
Отставки и увольнения главы службы безопасности Казахстана в последние дни вызывают слухи о том, что кадровые перестановки, возможно, произошли в ответ на переоценки по поводу слежки, проводимой израильской наблюдательной фирмой NSO Group в отношении нескольких высокопоставленных казахстанских чиновников.
Аппарат президента Касым-Жомарта Токаева 30 июля объявил об освобождении Калмуханбета Касымова с должности начальника службы безопасности президента. Причины стрельбы не назывались.
Касымов, 64 года, работал с января 2020 года. До этого он почти два года проработал секретарем Совета национальной безопасности — эту должность он занял после восьми лет руководства Министерством внутренних дел.
В начале этой недели заместитель Касымова Талгат Мухтаров заявил, что уходит в отставку «в связи с переходом на другую работу».
Длительное пребывание Касымова на посту министра внутренних дел в целом не пользуется уважением. К декабрю 2011 года он проработал на этой работе всего несколько месяцев, когда сотрудники милиции открыли огонь по невооруженным демонстрантам в нефтяном городке Жанаозен, убив по меньшей мере 16 из них. Он лично взял на себя расследование, кульминацией которого стало то, что нескольким протестующим были предъявлены обвинения, а нескольким полицейским были вынесены мягкие приговоры .
Конец его пребывания в должности был не менее тревожным. Случайное убийство в Алматы звездного льда фигурист Денис Тен вызвали волну возмущения по поводу неудачи полиции в крупнейшем городе Казахстана , чтобы иметь дело с мелкой уличной преступности и вызвали призывы к свержению Касымова.
В конце концов Касымов оставил свою должность в Министерстве внутренних дел в январе 2019 года, но его предполагаемая лояльность бывшему президенту Нурсултану Назарбаеву, похоже, сослужила ему хорошую службу и обеспечила его продвижение на более видные должности в силовых структурах.
Его отстранение от должности начальника службы безопасности президента могло бы остаться незамеченным, если бы оно не было так близко к сообщениям, в которых утверждалось, что Токаев до прихода к власти стал объектом подслушивания со стороны NSO Group. Другими чиновниками, подвергшимися аналогичному обращению, были Аскар Мамин и Бакытжан Сагинтаев, нынешний и бывший премьер-министр, соответственно.
Так называемое программное обеспечение для отслеживания Pegasus, разработанное NSO Group, работает, устанавливая себя на телефоны ничего не подозревающих целей и предоставляя наблюдателям доступ ко всем данным на устройстве, включая обмен в приложениях для обмена сообщениями, защищенных шифрованием. Сообщается, что программное обеспечение даже способно превратить телефон в жучок, поскольку оно может включать микрофон и камеру для записи разговоров, обеспечивая более глубокий уровень наблюдения, чем обычно имеют в своем распоряжении даже самые агрессивные службы безопасности.
Загадка в Казахстане заключается в том, кто мог заказать слежку и почему?
В статье, опубликованной 30 июля, независимый журналист Гульнара Бажкенова предложила свою теорию. Она утверждала, что шпионаж, хотя и без доказательств, был осуществлен по указанию Карима Масимова, главы Комитета национальной безопасности, или КНБ, преемника КГБ. По ее словам, смещение Касымова и его заместителя напрямую связано с делом Пегаса.
Однако период предполагаемого наблюдения за Токаевым охватывал период до того, как он стал президентом — или Касымов, если на то пошло, приступил к работе в службе безопасности. Слежка за Мамином и Сагинтаевым также произошла до того, как они приступили к своей важнейшей работе, что позволяет предположить, что проверка могла быть частью процедуры проверки.
Официальной реакции на разоблачения Pegasus практически не было, кроме пренебрежительных замечаний Даурена Абаева, первого заместителя главы президентской администрации, человека, известного своей близостью и лояльностью к бывшему президенту Назарбаеву. В интервью государственному телевидению 22 июля он назвал сообщения о программе наблюдения «интригующими», но высмеял их как необоснованные какими-либо доказательствами.
Проект по освещению организованной преступности и коррупции, который возглавляет репортаж о программе Pegasus, постепенно раскрывает все больше казахстанских фигур, вовлеченных в кампанию по прослушиванию. Одной из примечательных новых фигур является оппозиционер из Европы и опальный банкир Мухтар Аблязов.
Однако другие — бизнесмены, о которых известно, что они лояльны правительству.
Этот последний факт побудил Бажкенову утверждать, что службы безопасности, на которых она возлагает шпионскую кампанию, больше заинтересованы в мониторинге действий союзников, чем оппозиции.
«Чем больше у вас власти и денег, тем более уязвимы вы в Казахстане», — заключила она.
Источник: https://eurasianet.org/