Эксперты S&P также озабочены ростом неопределенности, связанной с текущим высокоцентрализованным процессом принятия и выполнения решений в стране.
Нефтяная зависимость растет
Суверенный кредитный рейтинг Казахстана был повышен до «BBB+» с «BBB» со стабильным прогнозом. «Повышение рейтингов отражает улучшение гибкости бюджета и внешних показателей в результате двойного профицита и связанного с ним значительного экономического роста, поддерживаемого растущей нефтедобычей и ростом цен на нефть», — отмечено в сообщении агентства.
Между тем эксперты отметили «политическую неопределенность и укрепляющийся, но все еще слабый финансовый сектор». Уровень рейтингов сдерживается политическими рисками, ограниченной монетарной гибкостью и умеренным уровнем развития экономики: прогнозируемый размер ВВП на душу населения составит лишь $11 тыс. в этом году.
«Вероятность того, что добыча нефти почти удвоится в следующее десятилетие и что чистый приток прямых иностранных инвестиций
Эксперты S&P прогнозируют при этом, что экономика страны останется в значительной степени зависимой от добывающего сектора. Нефтедобыча составит 60% экспорта и более 40% доходов правительства. Диверсификация добывающей отрасли будет смягчать эффекты изменений цен на сырье, однако экономика останется подверженной влиянию внешних стрессовых ситуаций. В случае резкого ухудшения условий торговли экономика страны будет расти медленнее, чем предполагается в базовом сценарии агентства.
Дефицит политических институтов
В сообщении агентства подчеркнуто, что рейтинги могут оказаться под давлением в случае значительного ухудшения внешних условий и состояния финансового сектора, которые не удастся компенсировать действиями правительства, а также в случае роста неопределенности, связанной с текущим высокоцентрализованным процессом принятия и выполнения решений, или озабоченностью по поводу безболезненности процесса перехода власти.
«Факторами, потенциально увеличивающими неустойчивость, являются недостаток прозрачности, связанный с процессом смены президентской власти, высокоцентрализованная и непрозрачная политическая среда, а также недостаток политической институционализации», — указывали эксперты S&P.
Агентство отметило, что позитивное влияние на рейтинги имели бы политические и экономические преобразования: в частности, будущий процесс перехода президентской власти должен осуществляться в соответствии с общепринятыми процедурами. Кроме того, правительство должно ускорить проведение структурных реформ с целью диверсификации экономики и развития частного сектора.
Финансовые риски
Эксперты выразили свои опасения, связанные и с финансовой системой страны. По их мнению, «уровень долга остается значительным, и риски, в частности, связанные с “БТА Банком”, являются ограничивающим фактором для рейтингов. Более того, устойчивость депозитов, размещение которых подвержено влиянию государства, остается критическим фактором для ликвидности банковской системы. Проблемные активы системы (просроченные на 90 и более дней) согласно национальным стандартам банковской отчетности остаются на высоком уровне и составляют около 30%».
«Наши рейтинги по обязательствам в национальной валюте уравнены с рейтингами по обязательствам в иностранной валюте, поскольку возможности монетарной политики, которые обеспечивают большую гибкость для суверена в отношении собственной валюты, ограничены режимом управляемого валютного курса в Казахстане. Наша оценка риска перевода и конвертации валюты приравнена к суверенному рейтингу по обязательствам в иностранной валюте, что отражает наше мнение о том, что вероятность ограничения доступа казахстанских несуверенных заемщиков к обмену валюты, необходимой им для обслуживания долга, равна вероятности суверенного дефолта по собственным обязательствам в иностранной валюте. Это отражает политическую неопределенность, размытую грань между общественным и частным секторами и умеренный в настоящее время контроль за капиталом», — подчеркнули эксперты S&P.
По мнению руководителя аналитического отдела ГК Broco Алексея Матросова, угрозы для банковской системы Казахстана исходят также от замедлившихся темпов роста мировой экономики в 2011 году и долгового кризиса ЕС, который нанес ущерб мировой финансовой системе.
«Дальнейшее ухудшение долгового кризиса ЕС или продолжение замедления темпов роста мировой экономики несут угрозу банковской системе и нефтяной составляющей экономики Казахстана», — отметил аналитик.
Таким образом, анализ экспертов показывает, что экономические успехи страны