Главным политическим итогом уходящего года в Казахстане стала визуализация дряхлости авторитарного режима Нурсултана Назарбаева. В этом можно легко убедиться, посмотрев видео с его встречи с отечественными журналистами.
Пресс-конференция состоялась в Астане еще 22 декабря 2017 года, однако в эфир национальных телеканалов видеозапись попала только 25 декабря, видимо, после редактирования и монтажа.
Все, как известно, познается в сравнении, поэтому сравним мероприятие с участием елбасы с тем, и как общался с журналистами 14 декабря 2017 года в Москве президент России Владимир Путин.
На встречу с Нурсултаном Назарбаевым было допущено всего 8 казахстанских журналистов, которые корректно задали подготовленные явно заранее одобренные вопросы. При этом общая продолжительность контакта «лидера нации» с прессой составила всего 1 час 47 минут.
В Москве на «Большой пресс-конференции» Владимира Путина присутствовало 1600 журналистов со всего мира, многие из которых всячески пытались привлечь внимание спикера и модератора, чтобы получить возможность задать свой вопрос. В итоге российский президент в прямом эфире ответил на 65 вопросов, в том числе журналистов из явно недружественных стран, например, той же Украины. Само же мероприятие длилось 3 часа 49 минут.
Именно эта шокирующая разница в практике общения с прессой глав соседних союзных государств, имеющих схожие экономики и политическую практику, менталитет населения и качество правящей элиты, ярко свидетельствует о том, что казахстанский авторитаризм, в отличие от российского, одряхлел и находится на последней стадии своего жизненного цикла.
Этот факт подтвержден и публичным наездом тогда еще президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева на казахстанские власти и лично Нурсултана Назарбаева. Представить себе подобное в прошлые годы – просто невозможно. То есть дряхлость авторитарной власти в Казахстане стала видимой даже из-за рубежа. Именно поэтому заявление «лидера нации» в ходе его последней встречи в Астане с новым главой Кыргызстана Сооронбаем Жээнбековым о том, что лично он в адрес кыргызских властей ничего плохого не говорил, свидетельствует не столько о мудрости Нурсултана Назарбаева, сколько о том, что ему больше нечего сказать
Сравнение успехов Казахстана и России, например, в области экономики и финансов, дает тот же печальный результат. Достаточно сопоставить отчетные показатели об уровне инфляции, размеры базовых ставок Национального банка РК и Центробанка РФ, динамику производственных показателей, чтобы убедиться, что даже в условиях санкционного давления со стороны Запада, Кремль и российская вертикаль власти выглядят куда лучше, бодрее и эффективнее, чем Акорда и казахстанская вертикаль.
Дряхлость казахстанской модели авторитаризма становится еще более заметной, когда сравниваешь самого Нурсултана Назарбаева с его российским коллегой Владимиром Путиным.
Первый постфактум смиренно просит своих соратников не делать ему подарков в виде переименования в его честь улиц и площадей, вместо того, чтобы просто стукнуть кулаком по столу и снять акима Алматы Бауржана Байбека с должности за лизоблюдство.
Второй демонстрирует уверенность в своих силах, например, в той же Сирии, и при этом может позволить себе сыграть ночью в хоккей на Красной площади, пусть и в предвыборных целях.
При этом напомним, что Нурсултан Назарбаев настолько неуверен в крепости своей авторитарной власти, что на всякий случай обезопасил себя новеллами в Конституции РК и специальным Конституционным законом о первом президенте РК, тогда как Владимир Путин этим даже не заморачивался. Похоже, глава российского государства намного более уверенно себя чувствует, чем его казахстанский коллега, даже не имея звания «лидера нации».
Таким образом, хотя российская авторитарная система в целом ничуть не лучше, чем казахстанская, она, образно говоря, относительно молода, ну, может быть вошла в возраст зрелости, тогда как вторая явно одряхлела, что в этом году стало заметно визуально. Возможно, подобная разница как-то связана с возрастом глав государств, но, скорее всего, дело в ином: российское гражданское общество в отличие от казахстанского более продвинуто, а правящая элита не настолько слепа и ограничена.
Неудивительно, что несмотря на то, что Назарбаев, Акорда, вся суперпрезидентская вертикаль целый год демонстрировали «городу и миру» движение, перемены, реформы, страна с места так и не сдвинулась. И это ощущение того, что мы все пребываем в тупике, некоем замкнутом пространстве, в котором уже и дышать нечем, сильно напоминает последние предперестроечные годы СССР.
Ну а тем, кто не согласен с нашим выводом, напоминаем, что, согласно официальной статистике, реальные денежные доходы казахстанцев в октябре 2017 года ниже, чем были год назад, в октябре 2016 года, на 10,1%. То есть, основная масса населения республики стала жить на одну десятую хуже. И этот показатель как в капле воды отразил эффективность усилий Нурсултана Назарбаева и всей президентской рати по развитию экономики и повышению уровня жизни казахстанцев.
Оригинал статьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0