Международные правозащитники выступили с резкой критикой приговора, вынесенного 8 октября политику Владимиру Козлову. Он наносит удар по свободе выражения мнений и политическому плюрализму в Казахстане, заявила, например, международная правозащитная организация Human Rights Watch.
Автор: Татьяна ГАРЬКАВАЯ
Напомним, лидер казахстанской оппозиции Владимир Козлов был приговорен судом к 7,5 годам тюрьмы с конфискацией имущества. Оппозиционный политик Серик Сапаргали и гражданский активист Акжанат Аминов осуждены условно.
И уже сегодня Human Rights Watch опубликовала у себя на сайте заявление, в котором правозащитники осудили решение суда по делу Владимира Козлова.
«Осуждение оппозиционного лидера Владимира Козлова на семь с половиной лет тюрьмы наносит удар по свободе выражения мнений и политического плюрализма в Казахстане», — говорится в заявлении Human Rights Watch. По мнению эксперта международной правозащитной организации по Европе и Центральной Азии Миры Ритман, Козлов платит слишком высокую цену за публичную критику правительства Казахстана и этим обвинительным приговором власти республики просто пытаются заставить замолчать своего политического оппонента и партию «Алга» — один из немногих голосов оппозиции.
В заявлении правозащитников говорится о многочисленных нарушениях как во время следствия по делу, так и во время самого судебного процесса по «делу Козлова». Human Rights Watch особо подчеркнула, что в заявлении, опубликованном 25 января 2012 года Генеральной прокуратурой Казахстана, говорится о том, что власти считают одной из причин массовых беспорядков в Жанаозене активные усилия некоторых людей, которые пытались убедить уволенных работников продолжать акцию протеста.
Однако «убеждать уволенных рабочих продолжать акцию протеста, поддерживать их через публичные заявления в СМИ или в докладах международных организаций, таких как Европейский парламент, является законными действиями в рамках права на свободу слова, а не преступлением», отметила Human Rights Watch.
Авторы заявления акцентировали также внимание на расследовании КНБ, которое было покрыто «мраком и тайной», а после адвокату Козлова был дан всего один день для ознакомления с 700-страничным обвинительным заключением. Обратили внимание и на особенности перевода во время суда с казахского на русский язык, который, как заявили правозащитники, был неполным.
По мнению правозащитников, суд должен был обеспечить справедливое судебное разбирательство для оппозиционеров, но оно не соответствовало международным стандартам. Они считают, что суд делал все, чтобы усложнить работу защиты Козлова.
Подверглись критике и выводы экспертов, потому как мало того, что в качестве доказательств использовали материалы, добытые весьма сомнительными с точки зрения закона способами, так еще и заключения делались на основе выдернутых из общего контекста фраз, диалогов, а не на основе анализа общего объема предоставленных материалов. Такая избирательность, по мнению Human Rights Watch, ведет к искажению смысла в ущерб анализу, что ставит под сомнение справедливость заключений.
«Суд не сделал ничего для того, чтобы развеять опасения, что это дело надуманное и политически мотивированное», — пришла к выводу Мира Ритман.
Международные правозащитники уверены, что казахстанским властям пора начать соблюдать обязательства по обеспечению свободы слова в стране и остановить злоупотребление уголовным законодательством.
Кроме Human Rights Watch приговор Владимиру Козлову раскритиковали и другие международные правозащитные организации. В их числе — Freedom House.
«Это был глубоко политизированный судебный процесс, где мы обнаружили явные процессуальные нарушения», — прокомментировала приговор русской службе «Голоса Америки» директор евразийских программ в организации Freedom House Сюзан Корк. По ее словам, власти Казахстана показали свою неспособность создать надлежащую правовую основу для судебного разбирательства.
«Преступление» Козлова заключалось в том, что он поддержал работников нефтяного сектора посредством легитимных политических действий в требовании соблюдения их фундаментальных прав», — отметила г‑жа Корк.
Но главное обвинение в адрес Козлова заключалось в том, что правозащитник участвовал в организованной преступной группировке под руководством олигарха Мухтара Аблязова, получившего политическое убежище в Великобритании. Freedom House подчеркнула, что власти Казахстана не предъявляли схожих обвинений самому Аблязову и проигнорировали призыв адвоката Козлова дать Аблязову выступить суде в качестве свидетеля через Skype.
«Приговор Козлову — это зловещий знак для гражданского общества Казахстана», — констатировала представитель Freedom House. Схожие обвинения могут быть использованы против других членов оппозиции и представителей гражданского общества в Казахстане.
А глава центральноазиатского отделения Хельсинкского комитета Ивар Дале выразил обеспокоенность тем, что власти Казахстана ищут причины протестов в Жанаозене в действиях политической оппозиции. По мнению Дале, вердикт Козлову — «темное пятно» в истории современного Казахстана. И теперь его властям придется быть готовыми к тому, что они будут постоянно подвергаться жесткой критике на международной арене на протяжении всех семи с половиной лет, в течение которых будет находиться в тюрьме Владимир Козлов.
Read this article:
Казахстан ждут 7,5 лет жесткой критики