Тема Жанаозена все шире освещается в европейской прессе. Не обходят там вниманием и судебный процесс по «делу» Владимира Козлова, Серика Сапаргали и Акжаната Аминова, идущий сейчас в Актау. Предлагаем вниманию читателей перевод статьи, вышедшей в издании New Europe.
Автор: New Europe
Ставрос Ламбринидис был назначен специальным представителем ЕС по правам человека 25 июля 2012 г. 1 сентября он вступил в должность. Закроет ли он глаза на трагедию в Жанаозене, как недавно это сделала ОБСЕ?
В Актау судебный процесс над Владимиром Козловым, Сериком Сапаргали и Акжанатом Аминовым за «попытку государственного переворота, разжигание социальной розни, создание организованной преступной группировки» — это еще одна глава трагической саги о Жанаозене.
Политические активисты, пытавшиеся разрешить спор между нефтяниками и компанией в рамках действующего законодательства, выбираются, чтобы послужить своеобразными символическими жертвами, дабы разъяснить каждому гражданину, что бороться за свои права запрещено.
Самый первый день судебного заседания по «делу Козлова — Сапаргали — Аминова» показал характер этого суда: Козлову не предоставили достаточно времени для просмотра материалов дела в 62 томах. Также ему не предоставили положенные по закону три дня на ознакомление с приговором. Кроме того, все 10 ходатайств были отклонены. Даже ходатайство о переносе заседания по «делу Козлова» в связи со смертью матери его адвоката было однозначно отклонено.
«Правозащитники, наблюдатели, юристы, политики сравнивают этот процесс с пресловутым сталинским судом в духе Вышинского», — считает преследуемое властями онлайн-издание «Республика». «Весь непрофессионализм следователей и прокуроров во время процесса по «делу 37 нефтяников» просто поражает, — говорит политик Булат Абилов. — Представленные в качестве основы доказательства полностью фальшивы». Он убежден в том, что суд вовлечен в создание образа того, что «Козлов, Сапаргали, Аминов виновны в трагедии в Жанаозене», поэтому прокуроры ведут дело так, чтобы оправдать неизбежное наказание. Его мнение подтверждается тем фактом, что правительство не настроено вести открытый процесс.
Ни один из свидетелей не был в состоянии прямо или косвенно представить доказательства, подтверждающие причастность трех подсудимых к трагедии в Жанаозене.
В соответствии с Конституцией Казахстана, но вопреки интересам властей троим подсудимым не предоставлен шанс, наоборот, их уже заклеймили за «призывы к подрыву конституционного порядка, создание организованной преступной группировки». Линия поведения прокурора ясна: их будут судить за экстремизм и терроризм — преступления, которых они не совершали.
Члены незарегистрированной партии «Алга», преследуемой Назарбаевым, сделали заявление:
«Уже несколько дней в Актау идет так называемый судебный процесс над лидером Народной партии «Алга!» Владимиром Козловым и гражданскими активистами Сериком Сапаргали и Акжанатом Аминовым. Процесс, который, без сомнения, войдет в историю как очередная попытка режима Назарбаева полностью искоренить в Казахстане свободомыслие, независимость политических взглядов, наличие принципиальной гражданской позиции. Попытка бессмысленная и приводящая к углублению пропасти между Акордой и обществом, государством и народом, попытка, разжигающая социальную рознь и вражду. Цель происходящего судилища — не только изолировать от общества политических оппонентов режима, но и усилить атмосферу страха, укрепить миф об абсолютном всесилии авторитаризма, царящего в Казахстане.
Политическая мотивированность судебной расправы сегодня не вызывает сомнений ни у казахстанской, ни у международной общественности, пристально следящей за процессом. Абсурдность предъявленных обвинений в разжигании социальной розни, участии в ОПГ и призывах к свержению конституционного строя может конкурировать лишь с хрестоматийными заказными и политическими процессами конца 30‑х годов прошлого века.
Еще в период следствия в отношении прав Владимира Козлова следователи КНБ допустили огромное количество нарушений. Отсутствие общественного защитника, отказ в свиданиях, тяжелейшие условия содержания… Нарушены сроки и процедуры ознакомления с материалами дела и обвинительным заключением. Сейчас же, в ходе судебного процесса, вновь налицо цинично-издевательское отношение к правам обвиняемых. Все ходатайства защиты отклоняются, процесс продолжается в отсутствие адвоката Владимира Козлова, доступ к процессу представителей СМИ ограничен, прозрачности нет. Свидетели обвинения путаются в собственных показаниях, а улик, прямых либо косвенных, как и свидетельств, указывающих на причастность Козлова к трагическим событиям в Жанаозене, нет. Да их и не может быть, поскольку их нет в природе.
Тем не менее, темпы, которыми продвигалась финальная часть следствия и которыми проходит сам суд, не оставляют сомнений, что расправа будет скорой. Уже сегодня бытует мнение, что Акорде будет сделан подарок ко дню Конституции в виде вынесения тяжелейшего приговора одному из лидеров демократической оппозиции — Владимиру Козлову.
Ярлыки экстремиста, члена ОПГ, разжигателя и провокатора, повешенные на него, дадут режиму карт-бланш для дальнейшего развертывания политического террора в стране. Под угрозой сам факт дальнейшего существования НП «Алга!», независимых СМИ, упомянутых в обвинительном заключении, а также свобода наиболее активных и преданных сторонников и соратников Владимира Козлова.
Без веры и надежды в объективность и беспристрастность суда обращаемся ко всем наблюдателям процесса, юристам, экспертам, правозащитникам, дипломатам, журналистам, друзьям, коллегам и соратникам Владимира Козлова, Серика Сапаргали и Акжаната Аминова — не снижать своего внимания к процессу, фиксировать все нарушения, лжесвидетельства, подлог фактов, фальсификацию данных и прочие инструменты «доказательства вины». Впереди суд истории, суд потомков. Эти суды должны воздать по заслугам всем сегодняшним карателям режима».
Источник: New Europe