В Казахстане пока без особого интереса смотрят на возможное расширение Таможенного союза, заявили опрошенные DW эксперты. Они не исключили, что в будущем ситуация может измениться.
После озвученного в октябре на заседании Высшего Евразийского экономического совета предложения президента Казахстана Нурсултана Назарбаева принять в Таможенный союз (ТС) Турцию и его замечания о том, что Армения — также, как и Россия, Казахстан и Беларусь — “должна пройти все процедуры, чтобы стать членом Таможенного союза”, в Астане больше не высказывались на тему возможного расширения ТС. Ни соответствующее заявление Армении, ни желание Киргизии и Украины усилить сотрудничество со странами ТС казахстанские власти не прокомментировали.
Противоречивый баланс
В свою очередь независимые эксперты, оценив все “за” и “против”, сошлись во мнении, что трансформация Таможенного союза в Евразийский экономический союз и расширение его за счет вступления Армении и других стран СНГ не открывают особых перспектив для Астаны. Причина, по мнению аналитиков, заключается в том, что Казахстан за последние 15 лет так и не развил собственную промышленную базу. И кроме сырья ему экспортировать в страны ТС нечего. Поэтому, подчеркнул в интервью DW бывший председатель Верховного Совета Казахстана Серикболсын Абдильдин, Астане нет никакой необходимости входить в экономические союзы.
Абдильдин также отметил, что высокие таможенные тарифы фактически на весь импорт крайне невыгодны Казахстану. Местный рынок вместо дешевого китайского ширпотреба заполонили более дорогие российские товары, в то время как расширению экспорта из Казахстана мешают технические стандарты, принятые Россией и Беларусью еще до образования ТС. В связи с чем, отметил экс-спикер, нет ничего удивительного в том, что еще в сентябре в Казахстане началась кампания по выходу страны из ТС, инициированная национал-патриотическим движением Казахстана.
Активисты компании провели в Алма-Ате собрание, в котором приняли участие до 500 делегатов со всех регионов республики, и собрали около 200 тысяч подписей граждан для проведения референдума о выходе Казахстана из ТС. Но официальные власти не поддержали эту инициативу.
Главной причиной акции ее идеологи назвали “непомерные имперские амбиции Кремля”, поскольку, по их мнению, за ТС и Евразийским экономическим союзом скрываются вовсе не экономические цели, а попытка России воссоздать в новом виде СССР. “Главе российского государства Владимиру Путину нужен более мощный союз, который позволил бы ему стать тяжеловесом в мировой политике. Сегодня ему удалось убедить Армению, завтра в состав ТС войдет Киргизия, Таджикистан, Грузия. Но Казахстан от этого никак не выигрывает”, — полагает Серикболсын Абдильдин.
Высокие тарифы и проблемы малого бизнеса
С ним солидарен и лидер казахстанских социал-демократов Жармахан Туякбай. Но, признает он, главная причина недовольства Таможенным союзом лежит все же в экономической плоскости. “Если бы в состав ТС вошли Турция и Китай, то можно было бы говорить о больших перспективах экономического развития и равных правах для всех участников интеграционного объединения”, — отметил DW Туякбай.
Пока же, по его выражению, “мы видим лишь то, что высокие тарифные ставки бьют по малому и среднему бизнесу Казахстана, что мы не способны конкурировать с российскими и белорусскими товаропроизводителями, а экспорт казахстанских промышленных товаров в страны ТС существенно сократился”.
Между тем, по данным Агентства по статистике Казахстана, общий объем экспорта в Россию и Беларусь за семь месяцев 2013 года по сравнению с соответствующим периодом 2012 года вырос на 0,4 процента, тогда как импорт из этих двух государств в Казахстан увеличился на 7,3 процентов. Такой расклад, указывает председатель Ассоциации пенсионных фондов Казахстана Айдар Алибаев, получается из-за того, что казахстанские чиновники неумело отстаивают национальные интересы.
Перспективы развития ТС еще впереди
Вместе с тем существует и иная точка зрения, согласно которой выгоду от Таможенного союза Казахстан сможет получить в перспективе. Так, по мнению экономического аналитика Петра Своика, те интеграционные процессы, которые происходят сегодня, еще нестабильны, и их положительный эффект станет заметным позднее, когда все участники Евразийского союза смогут обладать равными правами. Пока этого нет, подчеркивает эксперт, для Казахстана было бы выгоднее занять выжидательную позицию и заниматься повышением качества собственных товаров, а также способствовать развитию конкурентоспособного бизнеса.
В свою очередь политолог Эдуард Полетаев заявил DW, что вступление Армении в ТС позволит Казахстану выйти на новые рынки в странах Персидского залива через транспортный коридор “Север-Юг”. В данном проекте, объясняет эксперт, заинтересованы как Ереван, так и нынешние члены ТС. Армении транспортный узел международного значения позволит выйти из коммуникационного тупика, а участников ТС он свяжет с рынками Ирана и Южной Азии.
Что же касается вопроса поддержки более слабых экономик возможных новых членов ТС, то Полетаев согласился с тем, что Астана достаточно настороженно относится к их появлению. Однако процесс по расширению ТС только начался, и это не позволяет аналитикам делать определенные прогнозы.
“Я считаю, что опасений не должно быть, поскольку с этими странами мы уже сотрудничаем в рамках других международных организаций: ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС. Что касается непосредственно Армении, то в 2012 году торговый оборот между нашими странами составил 3 млн долларов. В 2011 году он достигал 9 млн. Эти суммы говорят о том, что товары из Армении не грозят заполонить наш рынок”, — констатирует Полетаев.
И добавляет, что гораздо больше опасений у Астаны вызывает стремительное перерастание Таможенного союза в союз политический, поэтому власти Казахстана продолжают настаивать на его экономических целях. Что касается рядовых казахстанцев, то, по данным исследования Евразийского банка развития (ЕАБР), в 2013 году 73 процента их поддержали ТС и участие страны в нем. Согласно опросу ЕАБР от 2012 года, тогда этот показатель составлял 80 процентов.
Источник: Deutsche Welle