Казахстану до дна осталось два балла
Напомним, что Freedom House делит страны на «свободные», «частично свободные» и «несвободные». В новом исследовании международная оранизация обращает внимание на то, что «уровень свободы в мире снижается десятый год подряд», а в ряде стран постсоветского пространства дела со свободами обстоят совсем плохо.
Например, по результатам исследования Россия получила 22 пункта из 100 и отнесена к категории «несвободных» стран, сообщает в среду радиостанция «Голос Америки».
Белоруссия получила еще худший балл — 17 пунктов. Исследователи отмечают, что прошедшие в октябре прошлого года в Белоруссии президентские выборы были «отмечены серьезными изъянами», хотя и привели к улучшению отношений президента Александра Лукашенко с демократическими странами.
Точнее, в стране перед выборами освободили политических заключенных. Этот факт, плюс то, что само голосование обошлось без насилия, освободил дорогу к ослаблению санкций со стороны США и Европейского союз. Вместе с тем, как пишут авторы доклада, «маловероятно, что действия Лукашенко являются признаками подлинного потепления» в сторону демократических прав и свобод. «Скорее этот произошло благодаря «растущим опасениям по поводу российской воинственности и экономической слабости», — считает Freedom House.
Что касается стран Центральной Азии, то, по данным правозащитников, «даже парламентские выборы в Кыргызстане подтвердили опасения о неблагополучной политической системе в стране с точки зрения плюрализма», — говорится в отчете.
И, тем не менее, Кыргызстан, по мнению исследователей, является самой свободной страной в Центральной Азии (38 пунктов), где показатели политических и гражданских свобод оценены в пять баллов.
В трех других странах региона — Казахстане, Узбекистане и Таджикистане — произошло усиление позиций лидеров государств через «подставные выборы» и избавление от оппозиции.
Напомним, что не так давно глава Таджикистана Эмомали Рахмон, как ранее его казахстанский коллега, стал «лидером нации», но, похоже останавливаться на этом не намерен — сейчас все чаше раздаются голоса сделать его пожизненным президентом. Также в Таджикистане в 2015 году закрыли единственную в Центральной Азии исламскую партию — ПИВТ, а ее сторонников преследуют в уголовном подряде.
В Узбекистане и Казахстане переизбрали старо-новых президентов, при этом как таковых соперников у них не было. В Узбекистане напрочь отсутствует оппозиция, а в Казахстане безжалостно выкорчевываются последние ростки свободомыслия. Все эти факты в той или иной мере повлияли на рейтинги пяти стран Центральной Азии в отчете Freedom House — все они попали в категорию «несвободных».
Узбекистан занял третье место с конца таблицы самых несвободных стран и имеет наихудшие результаты среди стран Центральной Азии. Политические и гражданские свободы в этой стране оценены правозащитниками в семь баллов. Для примера США имеет рейтинг в 99 баллов.
Практически такие же показатели от Freedom House получил Туркменистан. Страна следует сразу после Узбекистана и имеет неважные показатели по правам человека и уровню политических и гражданских свобод.
Таджикистан занимает 16 место в рейтинге с семью баллами по показателю политических свобод и шестью баллами по уровню гражданских свобод. Основное ухудшение своих позиций Таджикистан получил за закрытие партии ПИВТ и преследование ее лидеров и рядовых членов.
Напомним, Партия исламского возрождения Таджикистана была признана Верховным судом страны террористической и экстремистской политической организацией. Осенью прошлого года правоохранительными органами и спецслужбами Таджикистана были арестованы десятки активистов ПИВТ, в том числе члены ее руководящего состава. В настоящий момент лидер партии Мухиддин Кабири вынужден скрываться за рубежом, а власти Таджикистана подали его в розыск по системе Интерпол.
В докладе Freedom House отмечается, что такое поведение таджикских властей «нарушает гарантии политического плюрализма, закрепленные в межтаджикском соглашении о мире и согласии, которое положило конец гражданской войне в стране в 1997 году».
Казахстан в рейтинге Freedom House занял 24 позицию с шестью баллами по показателю политической свободы и пятью балами по уровню гражданских свобод (напомним, семь баллов — «ситуация обстоит очень плохо»). Казахстан в этом году, как и в отчетах предыдущих лет, вновь отнесен к разряду «несвободных стран».
Радио Азаттык обратилось к местным экспертам с просьбой прокомментировать результаты республики. Политик и правозащитник Маржан Аспандиярова отметила в комментарии, что нет смысла «говорить об оппозиции, когда даже независимые СМИ оказались в очень тяжелом положении. Был закрыт журнал ADAM bol, подверглись гонениям другие независимые издания. Закрывая газеты и журналы, суды выполняют приказы властей».
По ее словам, в стране около 20 лет ведется политика сохранения власти в руках одного человека. Все эти годы власти занимались уничтожением тех, кто выступал против нее. Многие из них были сильными, авторитетными, грамотными, думающими о народе, известными в народе людьми. Если бы была свобода слова, возможность свободно выступать со страниц СМИ, то граждан, способных высказать критику в адрес властей и повести за собой народ, достаточно. Однако если граждане будут свободно выражать свое мнение, то это будет очень опасно для властей. Власти боятся этого, поэтому те, кто открыто выражает свое мнение, подвергаются гонениям.
В свою очередь доктор политических наук Сеилбек Мусатаев подчеркнул в комментарии «Азаттыку», что «за критику властей в Казахстане в 2015 году закрыли сайт Ratel.kz. Были закрыты журнал ADAM bol, сайт оппозиционной газеты «Республика». Разгорались скандалы вокруг журнала «Аныз адам». На рейтинг свободы повлияли и утвержденные на законодательном уровне требования касательно свободы собраний и свободы выражения мысли».
Таким образом, Казахстан нашел путь, как бороться против инакомыслия — это использование фиктивных выборов, где есть только ставленники партии власти, а ярких оппозиционных деятелей не допускают. Это в лучшем случае, а в худшем — гражданских активистов арестовывают по надуманным предлогам, а потом осуждают на реальные сроки лишения свободы. Организация Freedom House заявляет, что тюремное заключение активистов за высказывание ими своей точки зрения в социальных сетях свидетельствует о том, что «власти боятся своих граждан».
Что можно сделать в таких условиях? Только одно — провести политические реформы, дать оппозиционным партиям официальную регистрацию и возможность участвовать в выборах, позволить СМИ публиковать их мнение и открыть им телеэфир, изменить выборное законодательство. Однако власти в Центральной Азии не заинтересованы в таких переменах, а значит эти страны так и будут оставаться на позорных позициях в мировых рейтингах свободы.