-12 C
Астана
26 декабря, 2024
Image default

Казахстану без ГСМ из России — крышка

Министр неф­ти и газа Сау­ат Мын­ба­ев опро­верг рас­про­стра­нен­ную рос­сий­ски­ми СМИ инфор­ма­цию о наме­ре­нии пра­ви­тель­ства Казах­ста­на вве­сти запрет на импорт неф­те­про­дук­тов из РФ. Дефи­цит бен­зи­на, кото­рый воз­ник­нет в рес­пуб­ли­ке в этом слу­чае, вполне спо­со­бен отпра­вить в отстав­ку правительство.

Автор: Серик БАЙДАУЛЕТОВ

Заяв­ле­ния «Ъ» вызва­ли скан­дал. Рес­пуб­ли­ка не обес­пе­чи­ва­ет себя ни одним видом неф­те­про­дук­тов на сто про­цен­тов за исклю­че­ни­ем мазу­та. А тол­лин­го­вые опе­ра­ции в КНР, на кото­рые упо­ва­ли казах­стан­ские вла­сти, мало того что не покры­ва­ют пол­но­стью объ­ем, предо­став­ля­е­мый Рос­си­ей, так еще и име­ют узкое логи­сти­че­ское гор­лыш­ко на казах­стан­ско-китай­ской гра­ни­це. Ины­ми сло­ва­ми, даже если мы пере­ра­бо­та­ем в КНР весь необ­хо­ди­мый для покры­тия дефи­ци­та объ­ем неф­ти, пере­пра­вить его через гра­ни­цу сра­зу не сможем.

На про­шлой неде­ле газе­та «Ком­мер­сантЪ» сооб­щи­ла, что в ее рас­по­ря­же­нии име­ют­ся два про­ек­та поста­нов­ле­ния казах­стан­ско­го пра­ви­тель­ства. В одном из них речь идет о пол­ном, во вто­ром — о частич­ном запре­те вво­за рос­сий­ских ГСМ в Казахстан.

Воз­мож­ность есть, но мы же не самоубийцы

В этой свя­зи Сау­ат Мын­ба­ев заявил о необ­хо­ди­мо­сти стро­и­тель­ства неф­те­про­дук­то­про­во­да из Китая. Но пока его нет, заяв­лять об отка­зе от рос­сий­ских ГСМ для казах­стан­ско­го каб­ми­на — срод­ни самоубийству.

Дефи­цит бен­зи­на, кото­рый воз­ник­нет в Казах­стане в этом слу­чае, спо­со­бен отпра­вить в отстав­ку и боль­ше­го поли­ти­че­ско­го тяже­ло­ве­са, чем Серик Ахме­тов. Поэто­му, види­мо, Мын­ба­ев лич­но при­шел в поне­дель­ник на бри­финг в служ­бу цен­траль­ных ком­му­ни­ка­ций при пре­зи­ден­те РК, что­бы заявить: суи­ци­даль­ны­ми настро­е­ни­я­ми нынеш­нее пра­ви­тель­ство и Мини­стер­ство неф­ти и газа пока не стра­да­ют. А заод­но пояс­нить, отку­да рас­тут ноги у заяв­ле­ний «Ъ».

Выяс­ни­лось, что каб­мин при всем жела­нии в состо­я­нии огра­ни­чить толь­ко объ­е­мы, полу­ча­е­мые желез­но­до­рож­ным путем (такая воз­мож­ность, если верить г‑ну Мын­ба­е­ву, зало­же­на в согла­ше­нии меж­ду РК и РФ о вза­и­мо­рас­че­тах казах­стан­ской нефтью за неф­те­про­дук­ты). Но Мини­стер­ство неф­ти и газа вос­поль­зо­вать­ся этим не спе­шит. По край­ней мере, так сле­ду­ет из слов гла­вы ведом­ства. «Запре­та не будет. Мы заин­те­ре­со­ва­ны в постав­ках рос­сий­ских неф­те­про­дук­тов», — ска­зал Мын­ба­ев на бри­фин­ге в понедельник.

- Будем мы кон­тро­ли­ро­вать или нет (постав­ки рос­сий­ских ГСМ желез­ной доро­гой — авт), это решит­ся после рати­фи­ка­ции мето­ди­ки, кото­рая была под­пи­са­на в сен­тяб­ре про­шло­го года в Пав­ло­да­ре, — под­черк­нул гла­ва мини­стер­ства. — В соот­вет­ствии с ней эта сфе­ра под­ле­жит регу­ли­ров­ке. Будем ли мы вво­дить какие-либо огра­ни­че­ния… ско­рее все­го, нет. Но такая воз­мож­ность в слу­чае рати­фи­ка­ции мето­ди­ки предоставляется.

И под­черк­нул, что под поло­же­ни­ем, кото­рое «Ъ», види­мо, и трак­то­вал как пол­ный отказ от рос­сий­ских неф­те­про­дук­тов, уже под­пи­са­лись и казах­стан­ская, и рос­сий­ская сторона.

Цены на ГСМ будут уста­нав­ли­вать по рос­сий­ским меркам

Что каса­ет­ся воз­мож­но­сти пол­но­го закры­тия гра­ни­цы для рос­сий­ских ГСМ, то тут Мын­ба­ев при­звал казах­стан­ских жур­на­ли­стов заду­мать­ся над вопро­сом, «суще­ству­ет ли у нас тех­ни­че­ская и пра­во­вая воз­мож­ность тако­го запре­та». Посколь­ку ответ «нет» лежал на поверх­но­сти, гла­ва мини­стер­ства озву­чи­вать его не стал. И пере­шел к сво­ей излюб­лен­ной теме — вырав­ни­ва­нию цен на ГСМ с Рос­си­ей на внут­рен­нем казах­стан­ском рынке.

- В фев­ра­ле пре­дель­ные роз­нич­ные цены в Казах­стане повы­ше­ны не будут. Насчет мар­та — посмот­рим, какое будет при­ня­то реше­ние. Вопрос (о вырав­ни­ва­нии цен — авт) я ста­вил все­гда. У нас с Рос­си­ей еди­ное эко­но­ми­че­ское про­стран­ство, нет тамож­ни, нет гра­ниц, поэто­му цены на ГСМ долж­ны быть сопо­ста­ви­мы. Когда раз­рыв дохо­дит до 40%, воз­ни­ка­ет угро­за выво­за неф­те­про­дук­тов в при­гра­нич­ные обла­сти, что, соб­ствен­но, и про­ис­хо­дит. В Казах­стане цены ниже и оста­нут­ся, но не на 40%, — пообе­щал он.

По мне­нию мини­стра, раз­рыв дол­жен быть не выше поряд­ка 10—15% в зави­си­мо­сти от вида неф­те­про­дук­та. «Если мы хотим дер­жать более низ­кий уро­вень цен на неф­те­про­дук­ты, то тогда долж­ны быть и меха­низ­мы кон­тро­ля, про­ще гово­ря — гра­ни­цы. Если их нет, то цены долж­ны быть сопо­ста­ви­мы­ми — я не гово­рю «оди­на­ко­вы­ми». На регу­ли­ру­е­мые виды будут на 15% ниже, несмот­ря на то что мы эти неф­те­про­дук­ты можем импор­ти­ро­вать. Тако­ва наша акциз­ная поли­ти­ка. Если эта раз­ни­ца в акци­зах оста­нет­ся, у нас цены будут ниже, но не на 40%», — втол­ко­вы­вал Мынбаев.

После он выска­зал­ся об отмене мора­то­рия на раз­ра­бот­ку место­рож­де­ний угле­во­до­ро­дов в Казах­стане. По сло­вам мини­стра, она кос­нет­ся толь­ко акти­вов, рас­по­ло­жен­ных на суше. И то пото­му, что у госу­дар­ства не хва­та­ет средств на само­сто­я­тель­ную гео­ло­го­раз­вед­ку таких залежей.

- Мора­то­рий будет отме­нен на так назы­ва­е­мые оншор­ные тер­ри­то­рии, то есть не на аква­то­рию Кас­пий­ско­го и Араль­ско­го морей. По суше послед­ние 5 лет такие тен­де­ры не про­во­ди­лись, хотя в 2010 году при­нят новый закон «О нед­рах и недро­поль­зо­ва­нии», кото­рый про­це­ду­ру предо­став­ле­ния прав недро­поль­зо­ва­ния дела­ет мак­си­маль­но про­зрач­ной и, я бы ска­зал, при­бли­жа­ет к аук­ци­он­ной систе­ме. С чем свя­за­на отме­на мора­то­рия? И с бюд­жет­ны­ми поступ­ле­ни­я­ми, и с вло­же­ни­я­ми в гео­ло­го­раз­вед­ку на суше, кото­рые не столь зна­чи­тель­ны. И это вопрос, кото­рый дол­жен решать­ся, — заявил Мынбаев.

Казах­стан долю «Коно­ко­Фил­липс» в Каша­гане еще не купил 

Министр так­же про­ком­мен­ти­ро­вал цену вопро­са о при­об­ре­те­нии Казах­ста­ном доли «Коно­ко­Фил­липс» в бло­ке «Н» в объ­е­ме 24,5%, после чего «Каз­Му­най­Газ» стал обла­да­те­лем 75,5% прав недро­поль­зо­ва­ния на этом место­рож­де­нии. «В бло­ке «Н», насколь­ко я пом­ню, доля при­об­ре­те­на за 32 мил­ли­о­на дол­ла­ров», — ска­зал Мынбаев.

Вопрос же о воз­мож­но­сти при­об­ре­те­ния Казах­ста­ном доли «Коно­ко­Фил­липс» в про­ек­те по раз­ра­бот­ке место­рож­де­ния Каша­ган, по его сло­вам, про­дол­жа­ет обсуж­дать­ся на уровне правительства.

- Казах­стан долю «Коно­ко­Фил­липс» в Каша­гане не купил еще. Во вся­ком слу­чае меж­ве­дом­ствен­ная комис­сия про­дол­жа­ет свою рабо­ту. Мини­стер­ство неф­ти и газа явля­ет­ся ее рабо­чим орга­ном, то есть гото­вит все вхо­дя­щие доку­мен­ты, оформ­ля­ет про­то­коль­ные реше­ния. С точ­ки зре­ния голо­со­ва­ния, мини­стер­ство име­ет рав­ное пра­во голо­са со все­ми дру­ги­ми чле­на­ми комис­сии. Вре­мя для при­ня­тия реше­ния у нас есть. Если гово­рить о той цене, по кото­рой соби­ра­лась при­об­ре­тать индий­ская наци­о­наль­ная ком­па­ния, это 5 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров, — сооб­щил министр.

А когда вопро­сы жур­на­ли­стов вновь вер­ну­ли его к воз­мож­но­сти дефи­ци­та ГСМ в Казах­стане, гла­ва ведом­ства заве­рил всех, что круп­ные НПЗ рес­пуб­ли­ки не будут оста­нав­ли­вать во вре­мя рекон­струк­ции, не созда­вая тем самым допол­ни­тель­ную нехват­ку ГСМ. «Схе­ма рекон­струк­ции пред­по­ла­га­ет парал­лель­ный теку­щий режим рабо­ты для этих заво­дов», — заве­рил г‑н Мынбаев.

И напо­сле­док рас­кри­ти­ко­вал идею пере­дис­ло­ка­ции цен­траль­но­го офи­са ком­па­нии «Раз­вед­ка Добы­ча «Каз­Му­най­Газ» из Аста­ны в Актау.

- Реше­ние, я так пони­маю, при­ня­то не было. Если гово­рить о пози­ции мини­стер­ства как про­филь­но­го ведом­ства, мы счи­та­ем, что это, ско­рее все­го, неце­ле­со­об­раз­но. Во-пер­вых, у «РД» созда­ны там дочер­ние ком­па­нии в виде юри­ди­че­ских лиц, в том чис­ле «Эмба­му­най­газ», «Узень­му­най­газ». И у них есть вся пол­но­та пол­но­мо­чий по при­ни­ма­е­мым реше­ни­ям на местах, в том чис­ле по закуп­кам, раз­ви­тию, модер­ни­за­ции и так далее. Во-вто­рых, в состав «РД» вхо­дят акти­вы, кото­рые рас­по­ла­га­ют­ся не толь­ко в Ман­ги­ста­уской обла­сти, но и в Кызы­лор­дин­ской и Актю­бин­ской обла­стях. И я не уве­рен, что эти­ми акти­ва­ми управ­лять из Актау лег­че, чем из Аста­ны, — доба­вил министр, после чего сослал­ся на важ­ное сове­ща­ние и откланялся.

архивные статьи по теме

От интернет-хулиганств до кибервойн

Неравноценный приговор

НЕОЗВУЧЕННЫЕ ТЕЗИСЫ несостоявшегося кандидата в президенты

Editor