Самым удивительным образом собрался бороться с низкими местами в общемировом коррупционном рейтинге новый глава Агентства РК по государственной службе и противодействию коррупции Кайрат Кожамжаров. Он пообещал депутатам отправить в октябре в Париж большую делегацию для переговоров с ОЭСР и Transparency International.
На днях Кайрату Кожамжарову пришлось поучаствовать в заседании мажилиса (представлял проект поправок в законодательство по вопросам дальнейшего совершенствования системы госуправления), в ходе которого депутат Турсунбек Омурзаков задал ему весьма каверзный вопрос.
Мол, на момент составления отраслевой программы противодействия коррупции на 2011—2015 годы в международном рейтинге коррупции, который ежегодно составляет Transparency International (неправительственная международная организация, исследующая уровень коррупции по всему миру), Казахстан был на 105-месте, а сейчас спустился до 140-места. Как же так случилось и что намерен делать новый предводитель борьбы с коррупцией?
У старой песни новый куплет
Ответ Кайрата Кожамжарова был в духе знаменитого киношного капитана Джека Воробья, который в особо сложных случаях требовал переговоров.
«Мы в октябре направляем большую правительственную экспертную группу в Париж для встречи с представителями ОЭСР и экспертами Transparency International. И мы возобновляем работу с представителями Transparency International не только Казахстана, но Центрально-Азиатского региона и Кавказа», — заявил Кожамжаров.
То есть, по мнению главы антикоррупционного ведомства, низкие рейтинги Казахстана связаны не с тем, что коррупция в стране процветает, а с тем, что, цитируем: «есть определенное, скажем так, навязывание, наверное, каких-то ценностей для казахстанского общества со стороны западных экспертов».
Похоже, Кайрат Кожамжаров уверен в том, что давать и брать взятки — некая «ценность казахстанского общества», которую западные эксперты должны непременно твердо уяснить и более не брать в расчет при составлении коррупционного рейтинга.
В общем, песня знакомая. Только если раньше нам пели о том, что «у Казахстана свой особенный путь к демократии», теперь появился куплет об особенном пути борьбы с коррупцией. Но верен ли посыл? И помогут ли только переговоры с международными организациями, разъяснение им «ценностей казахстанского общества»?
Купят трюфелей и вернутся
С того ли «хвоста» взялись за работу государственные борцы с коррупцией? С таким вопросом мы обратились к экспертам.
Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, комментируя инициативы Кайрата Кожамжарова, так пояснил их причины: «Нужно выправлять свои кривоватые рейтинги с одной стороны (а все более-менее толковые идеологи разосланы по заграницам, а то, что осталось, явно не тянет). С другой стороны, я согласен с оценками обозревателя «Республики» Мухамеджана Адилова по поводу обозначившегося стремления Акорды стряхнуть пыль с пресловутого «пути в Европу» в качестве геополитической подпорки под покосившуюся политику «многовекторности».
Возможно, есть и иные мотивации. «Например, Казахстану, позиционирующему себя как самое успешное (во всех смыслах) государство ЦА, негоже отставать «по коррупции» не только от разухабистого Кыргызстана, но и от Таджикистана. Такая ситуация никуда не годится», — сказал Андрей Грозин.
Сам же процесс выглядит, с его точки зрения, просто: вероятно, кто-то из МИД РК просветил на счет «плохих мест по коррупции» Идрисова, а тот донес эту новость до администрации президента. Как водится, написали справку, дали ей ход, выделили денег на очередную коррекцию имиджа, закрутилась бюрократическая карусель, и люди поехали в Париж бороться с коррупцией и за славный имидж.
«Сходят на пару заседаний, купят трюфелей, может, в Лувр заглянут, если время и желание будет. Евробюрократы в свою очередь поставят галочки в графе «работа с туземцами» (или как там это толерантно называется) и тоже получат бюджет. Все как обычно, рабочий процесс… И можно только порадоваться за чиновников, которые вновь как проклятые поедут в Европу отстаивать национальные интересы», — резюмировал Андрей Грозин.
«Работать надо, господа»
А вот у председателя попечительского совета ОФ «Транспаренси Казахстан» Натальи Малярчук несколько иное видение ситуации. Она считает, что работа государственных чиновников с международными рейтинговыми агентствами это отнюдь не плохо.
«Нормальный рабочий процесс, когда оцениваемая сторона хочет узнать критерии оценки. Тем более, действительно, у нас имеется достаточное количество вопросов. Простой пример: занижение рейтинга Казахстана по рейтингу Бертельсмана в этом году произошло по двум ключевым пунктам: неприсоединение к EITI (Казахстан в этой инициативе с 2012 года) и восстания славян и казаков, которым запрещают митинговать. Я просто не понимаю, зачем сочинять что-то, когда имеются реальные, а не выдуманные проблемы?» — раскритиковала действия международных организаций, в том числе и той, которую она представляет, Наталья Малярчук.
Впрочем, по ее мнению, у этих низких рейтингов есть и другая проблема — иностранные эксперты, как и местные, испытывают серьезный дефицит информации о деятельности государственных органов.
«Практически полностью отсутствуют англоязычные ресурсы, где можно почерпнуть информацию, статистику, контакты специалистов», — пояснила Малярчук.
Сотрудничество же ОФ «Транспаренси Казахстан» с госорганами в деле борьбы с коррупцией вполне, по ее мнению, плодотворно: «К примеру, к нам обращаются, чтобы мы провели антикоррупционный анализ разрабатываемых документов. Не скажу, что всегда на ура принимаются наши рекомендации, но это рабочий процесс и нам практически всегда удается найти оптимальное решение».
Малярчук рассказала, что фондом также было выдвинуто предложение в агентство Кожамжарова о пересмотре процессов антикоррупционной экспертизы законов и проведении собственного национального исследования состояния дел с коррупцией на ежегодной основе. Все предложения были поддержаны и уже внедряются.
«Что касается антикоррупционной экспертизы, то здесь надо наводить порядок», — заявила госпожа Малярчук. Причем, по ее мнению, начать надо с того, чтобы ввести ответственность для экспертов за свои выводы. «Сейчас ее (ответственности) нет», — уточнила председатель попечительского совета ОФ «Транспаренси Казахстан».
В целом же позиция ОФ «Транспаренси Казахстан» в версии госпожи Малярчук проста: безусловно, международные оценки состояния дел в Казахстане важны, но не стоит уделять им первостепенное внимание. Необходимо сосредотачиваться на работе внутри страны. То есть быть, а не казаться.
Источник: “Газета новостей” № 26 (1157) от 26 сентября 2014 года