Подтвердить или опровергнуть сомнения, вызванные «экономическими статьями» законопроекта, мы попросили наших постоянных экспертов: экономиста Каната Берентаева, главу Центра макроэкономических исследований (ЦМЭИ) Олжаса Худайбергенова, финансового обозревателя Тулегена Аскарова и
Беречь систему, а не искать виновных
Начали мы со статьи 6, пункта 11.1: «Основными угрозами национальной безопасности Республики Казахстан являются: снижение устойчивости финансовой системы». Не получится ли, что под эту статью можно подвести любой аналитический материал на экономическую тему, к примеру, анализ банковской деятельности, спросили мы. Ведь факты говорят сами за себя: дела тут идут не ахти как.
Экономист Канат Берентаев считает, что необходимо конкретизировать это положение, чтобы не было разночтений.
- В противном случае каждый субъект финансовой системы будет вкладывать в это понятие свое содержание, что не позволит выработать действенные меры по устранению дестабилизирующих факторов. В этой связи аналитические статьи о состоянии финансовой системы в целом, ее отдельных элементов следует рассматривать как сигнал возможного появления потенциальных угроз для устойчивости финансовой системы, которые могут стать реальными, если не предпринять меры по их устранению, — признал экономист.
И если смотреть с этой позиции, считает
Финансовый обозреватель Тулеген Аскаров отметил, что похожие нормы давно есть в законодательстве, однако до сегодняшнего дня не имели правоприменительной практики. При этом он не отрицает, что отдельные выводы, оценки и прогнозы аналитических материалов в СМИ могут быть подведены под эту статью.
- Но в таком случае необходимо будет привлекать и официальных лиц, готовящих и публикующих соответствующие официальные данные, на основе которых пишутся такие материалы, — перешел
Однако директор ЦМЭИ Олжас Худайбергенов не видит повода беспокоиться.
- Скорее всего, речь идет о конкретных действиях, совершаемых внутри или в отношении финансовых организаций, которые могут повлечь за собой снижение их устойчивости и финансовой системы в целом, — поделился соображениями экономист. — Например, конкретные уголовные действия в виде вывода денег вкладчиков или заключения мнимых кредитных соглашений или, скажем, ошибки в виде чрезмерного привлечения внешних займов, долларизации экономики и т.д.
Зато
- Вообще, в мировой практике под устойчивостью понимается свойство системы (в данном случае финансовой) возвращаться к равновесному состоянию после прекращения воздействия, которое вывело ее из состояния равновесия. К снижению устойчивости ведут принятые
Поздно, все уже продано
Статья 22, часть 4 звучит так: «Требования по обеспечению национальной безопасности в обязательном порядке учитываются при заключении (изменении) контрактов по использованию стратегических ресурсов Республики Казахстан, выполнении этих контрактов и контроле за их исполнением, а также при принятии решений государственным органом о выдаче или отказе в выдаче разрешений на частичную или полную передачу недропользователем права недропользования другому лицу и при выдаче или отказе в выдаче разрешений на отчуждение доли участия (пакета акций) в юридическом лице, обладающем правом недропользования. Соблюдение данного условия обязательно и в отношении сделок с аффилированными лицами». У нас она вызвала следующие вопросы: за эту часть закона уже есть кого наказать? Будет ли вообще работать конкретно эта норма?
Благо, что закон обратной силы не имеет, иначе бы пришлось наказывать высшее руководство страны за добро, данное на подписание контрактов «века» по Тенгизу и Карачаганаку, ответил Тулеген Аскаров.
- Ведь они фактически разрушили национальную систему энергетической безопасности, лишив Казахстан основной части доходов от эксплуатации этих углеводородных жемчужин, — аргументировал он свою точку зрения. — А поскольку все вопросы по крупным контрактам с недропользователями
- Остается надеяться, что новые контракты будут учитывать настоящее положение данного законопроекта, — сказал экономист и добавил: — В законопроекте, к сожалению, нет аналогичного положения по использованию земельных и водных ресурсов, в том числе и водохозяйственных объектов. К чему это может привести, мы уже видели на примере Кызылагаша в том году.
На обратную силу закона обратил внимание и
- То, что данная норма при условии ее принятия работать будет, сомнений не вызывает. Другой вопрос, как она будет работать? — поинтересовался он.
Бабушка с семечками — тоже угроза
Запрещает и влечет ответственность за принятие решений и действий, провоцирующих необоснованное повышение цен на товары и услуги, статья 22, пункт 6 проекта. «Неужели торговцы на рынках станут угрозой нацбезопасности страны?» — спросили мы.
Господа Букетов и Худайбергенов сошлись в том, что адресован этот пункт монополистам и компаниям, которые могут диктовать цены, а также организовывать ценовой сговор. Однако не исключено, что и рядовые торговцы могут стать угрозой, если будут идти на картельные соглашения между собой, заметил первый спикер.
- Речь в данном случае может вестись не только о рынках, но и об оптовых и розничных сетях, магазинах, в том числе и о производителях товаров и услуг, — согласен с ними Тулеген Аскаров. — В принципе, логическим следствием этого подхода становится введение единых цен и тарифов по стране с корректировкой на региональные особенности, предельного уровня торговых наценок и других критериев, которые были в советское время. И заниматься этим будут не налоговики с финполом, а КНБ.
Однако будет ли этот актуальный пункт работать? Экономист Канат Берентаев на этот счет сомневается.
- Кто на самом деле провоцирует безудержный рост цен? В первую очередь, это правительство, которое все регулирование цен на стратегические товары и услуги разрешает или молча соглашается с ростом цен и тарифов на электроэнергию, коммунальные услуги, ГСМ, перевозку грузов и пассажиров. Все это осуществляется под видом сближения внутренних цен с мировыми, ростом мировых цен, недородом, необходимостью обновления производственного аппарата и тому подобное, — ткнул пальцем в потенциального нарушителя эксперт.
Сейчас, на взгляд экономиста, стал привычным довод, что цены в РФ выше, а мы находимся в Таможенном союзе (ТС) и потому рост неизбежен. Это, на его взгляд, провоцирует рост цен и дискредитирует экономическую интеграцию в рамках ТС и ЕЭП.
- Еще одно действие правительства — это постоянное напоминание, что рост заработной платы бюджетников, пенсий и пособий обязательно приведет к росту инфляции, то есть к росту цен. Мы уже настолько привыкли к этому заклинанию, что если за несколько дней или недель до повышения заработной платы и пенсий цены не вырастут, то будем считать, что произойдет
Коррупционные действия при госзакупках, лоббирование отдельных проектов и программ в интересах той или иной группы заинтересованных лиц, нецелевое использование бюджетных средств и средств нацкомпаний, а также отсутствие системы закупки, отчего хранение и реализация сельскохозяйственных продуктов отдана на откуп перекупщикам, аффилированным с региональными и местными властями, — вот главные причины роста цен, подвел итог Канат Берентаев. Но учтет ли это закон?
Read this article:
И экономика угрожает нацбезопасности