16 декабря несмотря на сильные морозы и наличие сотрудников КНБ, митинг в Москве, посвященный годовщине расстрела участников многомесячной забастовки нефтяников и жителей Жанаозена состоялся. Московские активисты КРИ, РСД и РКРП-РПК выразили солидарность с трудящимися Казахстана и почтили память нефтяников, погибших год назад в Жанаозене, на митинге в минувшее воскресенье.
Автор: Михаил КРАБОВ
И без того не многочисленным митингам крайне левых на этот раз помешали серьезные для российской столицы морозы ‑15—17 °C и не самое удачное место проведения акции. Получить согласование у властей удалось лишь на продуваемый всеми ветрами Сквер пограничников, находящийся хоть и в историческом центре города, но при этом на самом настоящем отшибе — в устье реки Яузы, месте, почти не просматриваемом с близлежащих дорог и домов, за исключением знаменитой высотки на Котельнической набережной.
Тем не менее, к назначенному времени собралось около полусотни человек, и митинг начался с рассказа о несостоявшемся накануне похищении Айнура Курманова.
Это чрезвычайное происшествие задало тон всему собранию, «товарищи», как именуют себя левые, были возмущены произволом, поэтому в первых же словах Назарбаев, казахстанские спецслужбы и жанозенский расстрел были обозначены ближайшим будущим России.
Член Социалистического движения Казахстана Лариса Бояр кратко напомнила о событиях и последствиях 16—17 декабря 2011 года, озвучила требование безостановочно требовать наказания виновных и освобождения тех, кто сейчас находится в заключении.
Представитель соцзащиты ООО «Метровагонмаш» Юрий Горбач зачитал мини-поэму, написанную по мотивам стихотворения Джамбула «Ленинградцы, дети мои…»
…Но у баев своя правота:
Голос свой, раб, не смей подавать! -
Прибыль бай не отдаст никогда,
А здоровье свое — отдай.
…Если вдоль снеговых хребтов
Взором пристальным я скользну
На твоих, Казахстан, сынов
На народ на твой посмотрю.
Жанаозенцы, братья мои!
Жанаозенцы, гордость моя!
На сугробах московской земли
Кровь казахов тоже видна…
По мнению секретаря ЦК РКРП-РПК Александра Батова, рабочая солидарность на постсоветском пространстве, где до сих пор люди ориентируются на Москву, сегодня актуальна как никогда, поскольку произошел «контролируемый слив протеста» либералами:
- С самого начала, с 10 декабря прошлого года, было видно, что либералы поставлены во главе оппозиции Кремлем, чтобы «развалив возглавить». Что они и сделали, уведя всех с Площади Революции на Болотную площадь, на болото. И все последующие митинги, за исключением, пожалуй, 6 мая, это был контролируемый слив: либералы показушно левели не для того, чтобы реально решать проблемы, а для того, чтобы удержать внимание людей и их веру в действенность протестов… И поскольку социальные проблемы не только не решаются, но и усугубляются, думаю, что теперь буду зреть новые протесты, очищенные от либерального мусора, причем уже в регионах.
Солидарность солидарностью, но в ходе митинга выплыл давний конфликт между КРИ и «Другой Россией» (ДР, как полагают в КРИ, не следует идеям интернационализма) и другоросов едва не лишили слова. Ситуацию спасло напоминание об объединяющей теме митинга — Жанаозене, и голосование.
Особым гостем оказался представитель казахстанской оппозиции Жасарал Куанышалин. В своей короткой речи Жасарал Минажадинович заявил, что Казахстан уверенно идет вперед по пути репрессий в отношении инакомыслия:
- Это движение усилилось после расстрела нефтяников Жанаозена, и теперь есть два разных Казахстана: до декабрьского расстрела и после него. Сегодня у нас основная масса народа поняла, что дальше идти и жить с существующим режимом невозможно. Поэтому естественно, что борьба будет усиливаться… Спасибо вам за поддержку… После событий в Жанаозене 16 декабря, День независимости Казахстана перестал быть праздником, но стал днем всенародной скорби и памяти. Настоящим днем независимости должен стать тот день, когда уйдет режим Назарбаева.
После выступления Куанышалин добавил, что перспективы протестного движения в России и Казахстане велики, связи крепнут, а такие известные политические деятели и правозащитники как Батов, Пономарев, регулярно посещают Казахстан и сотрудничают по вопросам поддержки и освобождения политзаключенных.
Неожиданной гостьей митинга стала Елена Костюченко — первая российская журналистка, сумевшая попасть в Жанаозен почти сразу после трагедии и опубликовать в «Новой газете» цикл репортажей. Она рассказала о том, что в Казахстане не только до сих пор не наказаны виновники случившегося, но и практически разогнана оппозиция, принимаются репрессивные законы и невероятно усиливается давление на независимую прессу.
А в толпе маячили товарищи, в которых некоторые заподозрили сотрудников спецслужб Казахстана — они что-то писали, что-то снимали и внимательно ко всем присматривались. Но это не смутило участников митинга — представители российских левых организаций, рабочих профсоюзов и активных граждан по итогам митинга приняли текст жесткой резолюции.
В ней говорится о том, что рабочие и жители города Жанаозена и поселка Шетпе были расстреляны только за то, что они вышли потребовать осуществления своих прав и призвать других трудящихся страны к всеобщей забастовке и к отставке президента и правительства. «Власти Казахстана потопили в крови героическую восьмимесячную забастовку и считают, что поставили весь народ страны на колени, расправились с оппозицией и могут дальше проводить свою преступную политику репрессий и уничтожения всех социальных, политических и трудовых прав», — говорится в ней.
В резолюции отмечено, что: «Судьба осужденных 17 нефтяников, выдающихся лидеров забастовки — Розы Тулетаевой и Максата Досмагамбетова, защитников Шанырака во главе с писателем Ароном Атабеком, оппозиционного политика Владимира Козлова и известного казахстанского правозащитника Вадима Курамшина, брошенных в застенки безжалостного режима нам не безразлична и мы будем бороться за их освобождение».
Не отсавили участники митинга без внимания и репрессии против независимых СМИ Казахстана: «Закрытие 8 газет, 23 интернет изданий и 2 телеканалов и принятие репрессивных законопроектов в вопросах свободы слова еще раз показывают в какую пропасть диктатуры опустилась нынешняя правящая верхушка Казахстана».
Но главный удар сейчас репрессивная машина Назарбаева наносит по рабочему движению, принимая антиррофсоюзные поправки в Трудовой, Уголовный, Уголовно-процессуальный и Административные кодексы, которые внедряют карательную практику «за разжигание социальной розни», за «проведение незаконных профсоюзных собраний и забастовок», а также «за подстрекательства к забастовкам», считают митингующие.
«Угроза арестов нависла над активистами рабочего движения и СДК в Жезказгане, где корпорация «Казахмыс» планирует посадить организатора профсоюзов и журналиста Берика Жагипарова. КНБ также попыталось также нагло похитить сопредседателя СДК Айнура Курманова в центре Москвы! Это еще раз показывает стремление властей подавить всякое сопротивление в стране», — говорится в тексте резолюции.
Участники митинга потребовали в резолюции независимого расследования с участием европейских и местных независимых профсоюзов расстрела рабочих Жанаозена и Шетпе и наказания истинных виновников бойни. А также освобождения всех политзаключенных и осужденных нефтяников, и осуществление свободы слова, собраний, союзов и права на забастовку в Казахстане!
А еще пообещали, что будут и дальше проводить акции и митинги солидарности с борющимися рабочими и социальными активистами Казахстана.
Приняв текст резолюции, митинг был завершен.