Казалось бы, прирост посещаемости (наряду с попытками
Первыми выступали те, кому не столь важно сказать последнее слово, их слова ценны сами по себе: Акунин, Троицкий, Парфёнов (с видеообращением), Быков, Кортнев. Всеми ими подчеркнуто особо, что митинг является не митингом оппозиции, а собранием свободных людей, которым надоело, что их обманывает властный обслуживающий персонал.
Дмитрий Быков в очередной раз оправдал свое прозвище «гражданин поэт», сорвав овацию:
-… Нам часто говорят, что здесь слишком много разных флагов, что либералы никогда не договорятся с консерваторами, что коммунисты обязательно перессорятся с патриотами, и все мы вместе возненавидим друг друга. Смею вас уверить, это довольно забавно. Между мужчиной и женщиной гораздо больше различий, чем между коммунистом и либералом, однако мы
В цветах и флагах на митинге, действительно, не было недостатка. Если бы не мороз и не Москва, митинг можно было бы принять за карнавал. Десятки добровольцев на подходах раздавали белые ленточки, которые, проходя через толпу, как через призму, рассеивались и будто бы превращались во все оттенки спектра.
Первая,
Гарри Каспаров, казалось, нащупал точку взаимодействия с народом («Новый год… станет годом, в котором мы сможем добиться настоящих перемен. Нам внушалось, что их много, а нас мало, но сегодня видно, что нас много, а их мало»), но выступление его оказалось затянутым и было неприятно сдобрено прожектёрством: «Мы сделаем 2012 год — годом, когда мы очистим Кремль от жуликов и воров, от прихвостней, захвативших власть… А 2013 год — годом построения новой России».
Вслед за Каспаровым выступал Владимир Ермолаев (
Если отказаться от эйфорического «мы вместе», получится, что объединяющих моментов у тех, кто на площади, и тех, кто на сцене, всего три: повторные честные выборы, Россия без Путина и Навальный. Алексей — единственный российский политик, которого поддерживает большинство либералов, националистов, социалистов, а главное — его поддерживает Рунет, потому что он не имеет
-… В конституции четко указано, что единственным источником власти является народ Российской Федерации. Я не хочу слушать тех, кто говорит, что сегодня мы здесь обращаемся к власти… Мы и есть власть. Мы сами всех услышали, сами знаем, что делать. Один за всех и все за одного! […] Я вижу здесь достаточное количество людей, чтобы взять Кремль и Белый дом прямо сейчас, но мы мирная сила и мы не сделаем этого. Пока.
После Навального снова были песни, пел Василий Обломов («С чего начинается Родина», только свою версию, не Матусовского); затем горько шутил Шендерович, передавая привет с Охотного ряда от Зюганова с Жириновским, которые ближайшие 4 года в народе не нуждаются; свою порцию свиста и гула получила Ксения Собчак, несмотря на то, что была довольно убедительна — все же пока она больше светская львица, чем общественный деятель.
Начавшееся на Ксюше общее неодобрение выступавших перешагнуло через Григория Явлинского, немного угасло на Евгении Чириковой, с новой силой обрушилось на Алексея Кудрина и достигло апогея на очередном националисте Владимире Торе, связавшем митинг на проспекте Сахарова с прошлогодними выступлениями молодёжи на Манежной площади (после убийства Егора Свиридова). Доля правды в словах Тора, безусловно, была — любые массовые собрания раскрепощают общество, но желание сделать рекламу националистам было чересчур очевидным и оттого — отталкивающим.
Перетерпев короткое выступление Михаила Касьянова, люди стали активно расходиться: стемнело, похолодало, поскучнело. Предвидя это, организаторы выпустили на сцену Василия Шумова (
В это время произошло неприятное событие — группа националистов с криками «Дайте слово русским» попыталась прорваться на сцену. Слова им, конечно же, не дали и на сцену не пустили, однако буквально через пару часов всем стало ясно, что демарш не был случайным. Организаторы и митингующие ожидали провокаций от прокремлевских молодежных движений, а устроили их те, кому открыто и честно предложили диалог. Вечером в блогах некоторых активистов «Наших» и «России молодой» появились ролики, снятые в «националистичном углу» митинга, но преподносимые как «общественное мнение об оппозиции».
Тем не менее, сорвать финал митинга националистам не удалось, резолюция была зачитана и принята:
1. Немедленное освобождение всех политзаключенных и всех заведомо неправомерно заключенных.
2. Отмена фальсифицированных выборов в государственную Думу.
3. Отставка главы ЦИК Владимира Чурова и расследование его деятельности.
4. Регистрация всех оппозиционных партий, принятие нового законодательства о партиях и выборах (не позднее февраля 2012 года).
5. Проведение новых открытых и честных выборов.
6. Создание московского объединения наблюдателей, для контроля происходящего на выборах.
7. Призвать всех граждан России не отдавать Владимиру Путину ни одного голоса на выборах 4 марта 2012 года.
К сказанному две недели назад на Болотной площади ничего нового не добавлено, разве что более точно сформулирована необходимость общественного контроля за выборами, но остается непонятным, что проще: избавиться от существующей власти или наконец вынудить ее работать.
Сигналы, все оперативное поступающие из Белого дома и администрации президента, вроде бы демонстрируют готовность действующей власти кардинально меняться, но в то, что она сможет реально поменяться, мало кто верит. Невелика и уверенность в том, что народ не остынет к концу января — началу февраля, когда оппозиция планирует проведение новых массовых митингов. Поэтому наиболее точным ответом на вопрос «Ну, и что дальше?» пока является: «Дальше — Новый год».
Continue Reading:
История поставила на нас и положила на них!