Законодательная палата Олий Мажлиса (нижняя палата парламента) Узбекистана одобрила в первом чтении законопроекты по изменению Конституции страны, которыми урезала полномочия главы государства Ислама Каримова. Аналитики говорят о том, что президент решил отдать бразды правления страной исполнительной и законодательной ветвям власти, а сам сосредоточится на внешней политике и обороне государства.
Согласно предложенным изменениям, часть полномочий президента перейдет премьеру страны, а также изменится порядок утверждения кандидатуры главы кабмина парламентом. Например, кандидат на должность премьера при его рассмотрении в Олий Мажлисе должен будет представить программу правительства.
Ограничивается деятельность президента и по отмене решений местных органов власти — теперь это возможно только в случае «несоответствия их нормам законодательства».
Также внесено предложение об отчетах глав областей, городов и районов за свою деятельность перед соответствующим депутатским корпусом, чего ранее не было.
Однако нынешние события отнюдь не первая инициатива Ислама Каримова по урезанию собственной власти. Еще в ноябре 2010 года президент Узбекистана предложил политическим партиям, представленным в парламенте, самим выдвигать кандидатуру премьер-министра страны. До этого состав правительства формировался президентом, кандидатуру премьера на рассмотрение и утверждение палатами Олий Мажлиса тоже выдвигал глава государства.
Тогда Ислам Каримов в своем выступлении на совместном заседании палат предложил внести изменения в статью 98 Конституции республики. По его словам, эта реформа была необходима, чтобы у политической партии, набравшей большинство голосов на выборах, появилась ответственность за выдвинутую кандидатуру главы исполнительной власти в республике.
«Кандидатура считается утвержденной, если за кандидатуру премьер-министра проголосовали более 50% депутатов нижней палаты и членов сената. Это, по сути, новый этап в демократизации страны», — заявил тогда Ислам Каримов.
Соответственно, депутаты получили право объявить вотум недоверия премьер-министру страны в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, чего ранее не было.
В декабре 2011 года парламентарии Узбекистана одобрили поправку в статью 90 Конституции РУ, предусматривающую сокращение срока полномочий президента с семи до пяти лет. Этот законопроект тоже был инициирован главой государства, по официальной версии, в целях «осуществляемых в стране реформ» и согласно «практике, которая сложилась в абсолютном большинстве развитых демократических государств мира». Но эта норма закона вступит в силу только после завершения нынешних семилетних полномочий Ислама Каримова.
Следующий этап реформ органов власти по инициативе президента Ислама Каримова состоялся в марте 2012 года. Когда сенат (верхняя палата) Олий Мажлиса принял закон «Об очередных выборах в представительные органы государственной власти и президента Республики Узбекистан» и одобрил законы, подготовленные в соответствии с «Концепцией углубления демократических реформ и формирования гражданского общества, предложенной президентом в ноябре 2010 года».
В соответствии с принятыми законами, выборы президента республики перенесли на весну 2015 года, чтобы развести их с парламентскими выборами, которые должны состояться в декабре 2014 года.
Таким образом, Ислам Каримов последовательно год за годом расширял права и полномочия парламента и кабмина страны, а также усиливал межпартийную конкуренцию. Во всяком случае, политические партии Узбекистана, которые пока дрейфуют исключительно в отведенных им рамках, получили весомый стимул биться за победу на будущих парламентских выборах.
Но говорить о том, что Ислам Каримов приступил к созданию парламентской республики, рано. Пока он сделал несколько небольших, но важных шагов по постепенному отходу от единоличной президентской власти.
Вопрос — последует ли его примеру Нурсултан Назарбаев, которому тоже не мешало бы попытаться создать в Казахстане конкурентную политическую среду? Увы, никто не вечен под луной, и Ислам Каримов это уже точно осознал.