Причины превращения Интерпола в эффективный инструмент преследования политических оппонентов и методы борьбы с этой не красящей организацию явлением обсудили юристы и правозашитники в Мадриде на конференции, посвященной реформированию международной уголовной полиции.
9 октября в офис Совета адвокатов Испании в Мадриде приехали известные европейские политики и депутаты — Изабель Сантуш и Хосе Санчес Амор. Те самые, что принимали деятельное участие в судьбе Александра Павлова, бывшего руководителя службы безопасности казахстанского оппозиционера Мухтара Аблязова, лишь недавно освобожденного из испанской тюрьмы, в которой он провел почти полтора года.
Сам Павлов тоже был на этом мероприятии, а по видеосвязи в конференции приняли участие еще две «жертвы Интерпола» — так представили Татьяну Параскевич, бывшую коллегу Мухтара Аблязова, и Алексея Турубарова, российского бизнесмена, чей бизнес был захвачен и разворован.
Президент фонда «Открытый диалог» Людмила Козловская, отметив, что это не первая конференция фонда, посвященная теме Интерпола, сообщила, что Парламентская ассамблея Совета Европы рассмотрит специальный отчет, посвященный реформе международной полиции. И это важно, ибо, по ее словам, «диктаторские страны используют Интерпол как эффективный инструмент политического преследования», что недопустимо.
Мысль г‑жи Козловской развила председатель комитета по демократии и правам человека Парламентской ассамблеи ОБСЕ Изабель Сантуш.
«Злоупотребления в Интерполе есть. Мы наблюдаем, как авторитарные режимы используют административные и законодательные механизмы, чтобы заставить замолчать, арестовать или угрожать политическим оппонентам, общественным активистам и журналистам. Это три большие группы людей, которые находятся под постоянной угрозой в странах с авторитарным стилем правления. Однако ни в одной из этих стран власти не признают, что преследуют людей по политическим, религиозным или расовым причинам. Нет, они (власти) скажут, что это — террорист, уголовник или человек, совершивший экономическое преступление. Тоталитарные страны очень креативны в этом плане. И Интерпол тоже должен быть креативным», — отметила Изабель Сантуш.
По ее мнению, реформа Интерпола должна привести в итоге к созданию четкого и прозрачного механизма работы комиссии, которая должна рассматривать запросы на задержание лиц от разных стран, в том числе с точки зрения их возможной политической мотивированности. А то, что такая имеет место быть — она даже не сомневается, и лучший тому пример — дело Александра Павлова в Испании.
О перипетиях этго дела рассказал уже сам Павлов. Поблагодарив всех, кто принял участие в его судьбе, он рассказал более подробно о том, как использует президент Назарбаев Интерпол для преследования своих политических и личных врагов.
«Механизм Интерпола не предполагает изучения дела по существу и не оценивает его с точки зрения обоснованности и законности. Хотя в случаях, когда запросы подают такие страны, как Казахстан, это чрезвычайно важно», — отметил Павлов.
Александров Павлов раскрыл и особенность казахстанской практики использования Интерпола. «Она состоит в том, что преследование осуществляется не только в отношении главного политического врага, но и его окружения — родственников, друзей, бывших коллег. В случае с Мухтаром Аблязовым преследуются десятки людей по всему миру. Это нужно Назарбаеву, чтобы лишить его поддержки и получить на него компромат», — сообщил он.
И, к сожалению, эти люди перед Интерполом оказываются еще более беззащитными, «ведь если главные разыскиваемые, как правило, люди известные, и в отношении них хотя бы есть информация в публичных источниках, то все остальные оказываются в этом отношении безвестными», — отметил Александр Павлов.
Возвращаясь к теме реформирования Интерпола, он заметил, что, по его мнению, нужно создавать механизмы, которые если не полностью прекратили бы использование его против политических оппонентов авторитарных правителей, то хотя бы сделали это использование менее эффективным.
«Возможно, это мог бы быть общественный контроль за Интерполом. И сделать так, чтобы чиновники Интерпола были вынуждены отзывать запросы стран с авторитарными режимами, если международные правозащитные организации дают им рекомендации это сделать», — резюмировал Павлов.
Его выступление на конференции вызвало немалый интерес со стороны испанских СМИ. Подробнее с докладом Павлова мы предлагаем познакомиться в материале «Интерпол надо научить работать с автократами», опубликованном на нашем портале.
Интересным было и выступление Марины Махитковой — адвоката Татьяны Параскевич. Она подробно остановилась на деле своей подзащитной, рассказав о еще одной особенности использования назарбаевским режимом межгосударственного механизма по розыску преступников в своих политических целях.
«Татьяна — пример, как казахстанский режим вытаскивает из Европы под свое влияние людей Мухтара Аблязова. Делает он это через Россию и Украину. Там завели уголовные дела, о которых Параскевич ничего не подозревала до момента ее задержания Интерполом на отдыхе в Чехии по запросу Украины, гражданкой которой она даже не являлась, и она никаким образом не причинила никакого ущерба этой стране. Однако Интерпол арестовал, и она 22 месяца провела в тюрьме», — рассказала адвокат.
Она также рассказала, как в чешскую тюрьму к Параскевич приезжал следователь Николай Будило, который ведет дело Аблязова в России. «Как появилось дело против Параскевич в России? Они просто в дело Аблязова дописали, что Параскевич является участником ОПГ, и выдали запрос об экстрадиции», — высказала свое мнение адвокат, заметив, что им в итоге удалось отбиться — сегодня Татьяна под охраной Чешской республики.
Однако вопросы остаются к Интерполу. «Мы отправили в Интерпол документы о решении суда и властей Чехии в отношении Параскевич еще в феврале с просьбой исключить ее из базы. Однако до сих пор не получили никакого ответа. И это — не единственный случай в моей практике», — заявила адвокат Марина Махиткова, заметив, что подобная ситуация — недопустима.
После выступлений спикеров конференции были дебаты, из которых запомнилось выступление прокурора по делам экстрадиции в Национальном Суде Испании Хауна Антонио. Он заметил, что одной из проблем Интерпола является его финансирование, которое, как известно, складывается из взносов стран-участниц этой международной организации. По словам испанского прокурора, финансирование — не прозрачно, что является безусловным фактором риска.
Кроме этого, есть много вопросов по неравенству запросов. Например, был выдан запрос на арест трех граждан США, обвиняемых в убийстве журналиста в Ираке, однако этот запрос так и остался нереализованным. Поэтому Хуан Антонио уверен, что реформа международной полиции давно назрела и крайне необходима.
С этим мнением согласилось большинство участников, отмечая, что Интерпол важен и нужен для всех, однако он в свою очередь нуждается в серьезном реформировании с учетом современных реалий, когда авторитарные и диктаторские режимы научились использовать международные механизмы для преследования своих политических оппонентов.
ОТ РЕДАКЦИИ: предлагаем посмотреть видеозапись конференции (с переводом на русский язык) по прямой ссылке https://www.youtube.com/watch?v=Pdd7sg4Ur_s (или кликайте ниже на воспроизведение).
Тем, у кого не получается смотреть видеосюжеты у нас на портале, мы советуем нажать на гиперссылку, чтобы посмотреть сюжет в YouTube, или скопировать ссылку, вставить ее в браузер, чтобы открыть напрямую страницу в YouTube с заинтересовавшим вас сюжетом.