Интервью Рахата Алиева теканалу К+
Раньше Назарбаев ездил лечиться в Москву, потом – в Париж и Австрию, а теперь вот – в Гамбург. Подробности взаимоотношений казахстанского президента с врачами раскрыл в интервью телеканалу «К‑плюс» бывший зять елбасы Рахат Алиев. Мы процитировали ниже фрагменты его ответов на некоторые вопросы Александра Народецкого.
- Г‑н Алиев, Ваше имя нынче ну особенно активно склоняется в мировых СМИ по нескольким причинам. Одна из них, последняя, можно сказать, исчезновение в отпуск президента Назарбаева, очередное исчезновение в отпуск. И на днях в своем блоге Вы сообщил о том, что президент пребывает в одной из клиник Германии с диагнозом рак предстательной железы. Вы даже пожелали ему скорейшего выздоровления. Насколько Ваша информация соответствует действительности?
-… Мне многое доверялось, в том числе и раньше, и он несколько раз приезжал на обследование и на лечение в Австрию, в Вену, когда я был послом Казахстана в Вене. Мало того, управление делами президента заключило большой комплексный договор на диспансеризацию, на лечение президента Казахстана Назарбаева Нурсултана Абишевича, и он постоянно приезжал. Но иногда оплата его медицинского обследования производилась за счет государства, а ранее мне приходилось даже из собственного кармана оплачивать его пребывание. Поэтому я в курсе его медицинского, так скажем, состояния здоровья.
- Так что, этот диагноз возник не только сейчас? Это уже старая история?
- Да, начиная где-то с 2006—2005 года его это беспокоило, но пиком стал уже 2007‑й и последующие года.
- А Вы по своей первой профессии врач. Насколько, по Вашему мнению, опасно сегодня, с вашей точки зрения, конечно же, состояние здоровья президента?
-…Судя по той информации, которая поступает ко мне из Казахстана, из ближайшего окружения президента, последнее время он очень сильно был напряжен, состояние депрессии у него было, перемежавшееся с какими-то эмоциональными такими всплесками и падениями, все это связано… как вы знаете, в Советском Союзе и у советских людей — президент Назарбаев относится к ним — они очень сильно переживают, когда касается вопросов онкологических заболеваний, а тем более возраст, все-таки уже 71 год…
- Это он впервые обратился в немецкую клинику?
- Нет, он не доверяет казахстанским врачам, доверие у него вызывают только зарубежные. Раньше ездил в Москву, в Центральную клиническую больницу 4‑го управления, ну и в санаторий Барвиха… После обретения независимости ездил в Париж в клинику… Потом — в Швейцарию. После того как в Швейцарии были заблокированы его счета и открыты различные расследования уголовные, он переместился, так скажем, в Австрию. Ну и в силу определенных обстоятельств после 2007 года он Австрию обходит стороной, и вот сейчас выбрал немецких врачей.
- А Австрию он обходит стороной в связи с Вами, конечно?
- Ну конечно.
- В своем блоге, сообщая об обострении заболевания Назарбаева, Вы написали, что рядом с ним в клинике пребывает его вторая жена. Кого конкретно Вы имеете в виду?
- Я имею в виду его неофициальную, так скажем, супругу, с которой он проживает в Астане. Я это писал и в своей книге. И хотел бы еще раз подчеркнуть, что от нее у него уже двое сыновей, и это является таким сильным раздражителем в отношениях с Сарой Алпысовной, законной, так скажем, супругой Нурсултана Абишевича.
- А ее имя известно казахстанской публике?
- Я бы не стал вдаваться в эти внутрисемейные вопросы. Это, честно говоря, с одной стороны, наверное, интересно, но так как сам Нурсултан Абишевич не в состоянии, не хочет раскрывать это, я думаю, и нет необходимости. Кто хочет, тот всегда может открыть мою книгу. Это не является сейчас таким большим секретом.
- По той информации, которую Вы получаете из Казахстана, о которой Вы говорили ранее, как в семье воспринимают болезнь Назарбаева? К этому что, уже привыкли или среди близких царит определенная паника?
-…Даже любая простуда у него с температурой, с осложнениями все это происходит. И он очень сильно переживает. И вообще… даже когда ему внутривенные вливания какие-то, внутривенные инъекции вводят, он этого страшно боится. Под любым предлогом отказывается. Боится, что ему введут что-то не то или какой-то аллергической реакции. В общем, очень не доверяет он своим лечащим врачам…
- А как семья относится к его болезни?
- Ну, переживают, конечно. Все напряжены, все переживают, беспокоятся. Потому что все от него зависит, не дай бог, если что-то с ним случится, то все преломляют на себя лично, что будет с ним лично.
- В этой связи в международной печати из-за болезни Назарбаева вновь остро возникла тема преемника. Как Вы думаете, она до сих пор является полностью нерешенной в стране или в связи с обострением болезни президента эта тема как-то прояснилась и президент может быть в каком-то смысле готов даже сегодня эту тему конкретно решать и взвешивать?
- Я не думаю, что болезнь как-то повлияет на Назарбаева, потому что он никому не доверяет, даже из ближнего круга, он хочет до последнего вздоха, так скажем, находиться в роли лидера, в роли главы государства…
…Хотя, конечно же, многому может научить история того же Туркменистана.
- Г‑н Алиев, а есть ли в окружении президента люди, которых тема ухудшения здоровья Назарбаева как бы особенно мобилизует? Вот газета Financial Times, например, представляет такую группу людей - как бы возможных кандидатов в президенты: это и Тимур Кулибаев — муж дочери Назарбаева, глава «Самрук-Казыны», и премьер Масимов, и мэр Астаны Тасмагамбетов. Здоровье президента может напрямую касаться этих людей, как Вы думаете?
- Я считаю, что это из области фантастики… По Конституции вторым человек или исполняющим обязанности президента должен быть спикер Сената, т.е. Кайрат Мами, недавно назначенный на эту должность. Но президент, судя по всему, ему не доверяет. Даже на время операции он не передал ему никаких полномочий, это говорит о том, что он временная фигура, временная пешка на шахматной доске у Назарбаева, и эта пешка никогда не попадет в ферзи.
А что касается Тимура Кулибаева и Тасмагамбетова — мэра Астаны, я считаю, что у них очень невысокие шансы. С другой стороны, нельзя забывать о том, что во времена такой смуты и смятений, конечно же, мобилизуется, как вы говорите, этот силовой блок.
- А в связи с напряжением, связанным с обострением здоровья президента, ожидаете Вы какие-то новые перестановки кадров в руководстве страны?
- Я думаю, да. В ближайшее время… Невозможно проследить мысли Назарбаева, но (…) он, конечно же, будет предпринимать различные кадровые перестановки, в том числе и продвигая на далеком расстоянии того преемника, на которого она поставит. Но это не будет видно невооруженным открытым глазом. Потому что если он официально признает какого-то преемника, то вы прекрасно понимаете, что весь ближний круг, вся элита набросится на него и растерзает этого преемника.
Полную версию интервью Рахата Алиева на телеканале «К‑плюс» можно посмотреть на YouTube.
Портал “Республика”
26 Июль, 2011
Источник: rakhat.org,
получено с помощью rss-farm.ru
Read the original:
Интервью Рахата Алиева теканалу К+