В первую очередь в законопроекте Минюст предлагает отменить квотирование нотариальных контор в Казахстане. Таким образом, объясняет
- Это самое коррупциогенное. Мы должны убрать, исключить это. Что такое квотирование? Это же деньги. Сегодня в нотариальных конторах не занимаются повышением квалификации, созданием условий для клиента. Мы превратили нотариусов в ксерокс: они заверяют доверенность — и все, больше ничего, — посетовал Амирхан Аманбаев.
Кроме того, нотариат из государственного управления передается в конкурентную среду. Однако, по мнению большинства депутатов палаты, этого делать нельзя.
- Я вам как коллега говорю: мы не все вопросы там прошли. В некоторых моментах
Бывшая министр юстиции попросила коллег не торопиться с законопроектом, добавив, что готова доработать его сама за лето до следующей сессии.
- Скажите, куда мы торопимся? Нотариусы на местах работают, люди не жалуются. Мы же будем предметом смеха в Сенате, если они скажут: «Такие ляпы допускают».
Депутат уверена, что квоты для нотариусов отменять нельзя. Это приведет к массовому оттоку специалистов из регионов в облцентры и крупные города, где нотариусов и без того хватает. Мажилисмен Елекеев поддержал коллегу:
- Я категорически против внесения данных изменений. Вы знаете, оголится 300 с лишним мест нотариусов страны. Кто будет их восполнять? Сейчас все передислоцируются в области, в Алматы, Астану. А то, что взятки, — кто их берет? Работники Минюста и берут. Не на старость берут же, это очевидно. Вот где надо бороться.
Депутата Бердонгарова волновал другой, не менее важный вопрос — как отражены в законопроекте цены на нотариальные услуги. Сегодня они, по его мнению, завышены. Не лучше ли будет, поинтересовался он, сосредоточить нотариаты в ЦОНах?
- Центр обслуживания населения сам говорит о том, чтоб нотариальные конторы, нотариальные государственные услуги перенесли туда. Как вы на это смотрите? — спросил Бердонгаров
Аманбаев, конечно, согласился с тем, что тарифы у нотариусов высокие, но для решения этой проблемы, сказал он, не обязательно держать нотариат под госконтролем.
- Установлением нотариальных тарифов мы создаем более выгодные и удобные (условия — авт.) и для населения, и для государства. Передать государству нотариусов есть необходимость, поэтому мы в законопроекте предусматриваем установление минимального тарифа. Почему? Если верхний предел мы оставляем — это как раз и коррупция. Тогда конкуренции не будет. Где квоты (нет — авт.) — там конкуренция, где квота (есть — авт.) — там коррупция, — попытался объяснить
Третий принципиально важный вопрос в законопроекте, по мнению
Но депутаты явно не видели в проекте закона никаких преимуществ ни для государства, ни для нотариуса, ни для потребителя нотариальных услуг. Проект им показался сырым, а посему законодатели попросили его в очередной раз на доработку.
- Я посмотрел таблицу, и из 51 позиции 12 не приняты, они спорные. Кроме того, депутат Садвакасов внес еще 8 новых поправок. Они не рассматривались ни на рабочей группе, ни в комитете. Как вы считаете, можно ли в этом виде законопроект одобрить и направить его в Сенат? — задал риторический вопрос депутат Сансызбай Есилов.
Нужно заметить, что на последнем в нынешней сессии заседании палаты депутаты были активны как никогда. Спикер Мажилиса даже забеспокоился: успеют ли обсудить проект по нотариату до начала парламентских каникул?
Но депутат Ержан Рахметов его одернул:
- Если руководитель группы говорит, что неспелый еще закон, куда мы торопимся?
После таких слов спикер Мажилиса Урал Мухамеджанов призвал Рахметова соблюдать этику — не только депутатскую, но и человеческую. Однако сам про нее забыл, когда речь зашла о стажировке молодых нотариусов. Когда Балиева и Соловьева заспорили, кто кому должен платить, нотариальная контора стажеру либо стажер конторе, и почему ставка оплаты не зафиксирована в законопроекте, спикер Мажилиса не удержался:
- Я тоже, можно, пару слов (скажу — авт.). Я не раз проходил стажировку. Никто мне ничего не платил, «практика» называлось в свое время. Я работал, пахал, может, больше того, у кого я стажировался. Он кайфовал, за бутылкой меня гонял, но ничего мне не платил.
В итоге этот законопроект обсуждали больше часа — то смеясь, то негодуя. И хотя Загипа Балиева всеми силами пыталась придержать его до осени и в этом ей помогали коллеги Елекеев и Рахметов, большинство их коллег документ все же одобрили и отправили в Сенат.
Смотрите видеоролик на YouTube
Read More:
Или театр абсурда, или бардак в нотариате